Учеба и здоровье: как избежать проблем?

К сожалению, высокие учебные нагрузки, необходимость много времени проводить в классах, а не на свежем воздухе, запрет на подвижные игры и беготню на переменах, высокая зрительная нагрузка, дополнительные занятия, длительный просмотр телевизора и игра за компьютером, неправильное питание и стрессы год за годом подтачивают здоровье школьников. Исследования показывают, что к 11 классу здоровых детей остается всего несколько процентов.

Есть проблема?!
Для обучающихся 6-17 лет основной средой жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Обычные виды деятельности школьника вызывают серьезное напряжение ряда физиологических систем. Ответ у доски или контрольная работа приводит к учащению пульса на 15-30 ударов в минуту, изменению биохимического состава крови, повышению давления. При чтении вслух обмен веществ возрастает на 48 %. Но особое напряжение, преимущественно у детей младшего школьного возраста, вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе, негативно сказывающееся на осанке и общем состоянии организма. В попытке разобраться в том, насколько остро обозначилась проблема со здоровьем современных школьников в Озерном, и за советом, как уберечь их здоровье, мы обратились к представителям медицинской и образовательной сфер.
По признанию Е.Л. Глебовой, участкового педиатра детского отделения, с каждым годом ситуация со здоровьем школьников только ухудшается: «На сегодняшний день практически здоровых детей у нас от 3% до 10%. А это значит, что основная часть — 90% -имеют патологии. 30% из них — хронические патологии, которые ухудшают качество жизни ребенка и, соответственно, отрицательно влияют на функциональные возможности его организма».
Куда же смотрит школа?
Несоблюдение этих и других мер в условиях современной системы образования неизбежно приводит лишь к отрицательным последствиям, отражающимся на здоровье обучающихся. Работники медицины и педагоги не понаслышке знакомы с этими проблемами и термины школьная «близорукость», «сколиоз», «гастрит» давно никого не удивляют. Еще в начале 19 века Генрих Песталоцци указывал, что в традиционных условиях обучения происходит своеобразное «удушение» развития ребенка, в том числе и «убийство» его здоровья. Но в 21 веке в большинстве образовательных учреждений ведется активная работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. В обеих школах Озерного в рамках программы «Здоровье» есть 4 направления: начальная школа, среднее звено, старшеклассники и учителя. Организация учебно-воспитательного процесса составлена с учетом всех санитарно-гигиенических требований: длительные перемены, динамические уроки, экскурсии, походы, спортивные соревнования и праздники, работа спортивных секций, контроль над объемом домашних заданий, витаминизированное и горячее питание в столовых. По словам директора МУ СОШ№1 Н.А. Яковлевой, физической активности обучающихся их образовательного учреждения уделено особое внимание. В связи с этим было решено включить в учебный план третий урок физкультуры. Этому способствовала и хорошая школьная база, представленная тремя спортивными и одним тренажерным залами. Кроме того, в целях профилактики различных нарушений опорно-двигательной системы третий год в школе работает группа ЛФК. Во второй школе особой популярностью обучающихся пользуются различные спортивные секции. Немаловажным аспектом в деятельности педагогов обеих школ является пропаганда активного образа жизни и участие в муниципальных и областных спортивных мероприятиях. Так, в городской «Спартакиаде» именно сотрудники образовательных учреждений второй год подряд одерживают победу. Но главное, о чем не следует забывать, что здоровье ребенка формирует не только школа, но и домашняя среда.

Народный

Поделиться записью

Комментировать запись