ГлавнаяНовости

Как захотим, так и будет!

Как захотим, так и будет!
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Способность даже в рассказе о самых суровых временах пробуждать «чувства добрые» — не в этом ли главное достоинство симоновской истории с оптимистичным названием «Так и будет»? Очередная постановка военной пьесы, исполненная 10 апреля актерами народного театра «Дежа-Вю», дала возможность озерчанам сделать свои выводы.

В извечном театральном вопросе «Быть или не быть» для автора знаменитого «Жди меня, и я вернусь», не было дилеммы. Ответ дан не только в заглавии пьесы. Система образов, монологи, диалоги и поступки героев, действие, детали, обстановка — все подчинено главной идее «Так и будет» — «даже война не в силах уничтожить в людях добро и сердечность». Еще 40 лет назад эту мысль писателя-фронтовика К. Симонова подметил критик Д. Абрамов. А что изменилось сегодня? Пожалуй, судя по недавней постановке пьесы в трактовке А. Виноградова, разве что возросли технические возможности, позволяющие дополнить игру актеров зрелищными вставками видеокадров, трогательной музыки М. Таривердиева. Режиссер «Дежа-Вю» не стремится вслед за новомодными тенденциями перекраивать классику. Да и тема Великой Отечественной войны, святая для русского народа, не позволяет таких экспериментов. 
«Так и будет» рассказывает не только о Великой Отечественной, но также о близком мире, о том, как оживают в человеке чувства, скованные войной. Кагор на свежей скатерти, блины пачками, суп с фрикадельками, билеты в МХАТ, мечты о мирных мостах и новых городах. И прекрасная молодая Ольга Воронцова (первая главная и удачная роль М. Кислицыной), полюбившая пропыленного, пожилого сапера Савельева (В. Виноградов). Несмотря на то, что «Так и будет» мыслилась автором и воспринималась зрителем, как пьеса-мечта, Симонов-фронтовик не мог вовсе отойти от суровой правды. Война нанесла жестокие раны почти всем действующим лицам. Погибла семья Савельева. Потеряла жениха Ольга Воронцова. Но люди не озлобились, сохранили душевную доброту, готовы к высоким порывам.
По-чеховски тонко обрисовал Симонов взаимоотношения майора медицинской службы Анны Греч и полковника Савельева. Нигде ни разу не говорится, что Греч любит Савельева, а у зрителя это не вызывает сомнений. По замыслу автора, она — женщина немолодая, некрасивая, но с сильным характером. Но ее играет эффектная и привлекательная Ю. Смоленская, для которой это к тому же и первая крупная роль. Случайный шаг? Едва ли. Ведь ветераны помнят в молодости себя прекрасными. К тому же, по признанию режиссера, сам выбор такого сложного репертуара и подбор ролей — эксперимент, проверка на профессионализм, которую им все же удалось пройти. Убедителен и Владимир Романов (отец Ольги), по словам А. Виноградова, сумевший отойти от водевильных ролей. Но, пожалуй, самая большая режиссерская находка — дебют Влада Малышева, так органично сыгравшего решительного и отважного ефрейтора, совсем еще мальчишку, сбежавшего на фронт. 
Финал открыт. Несмотря на победные салюты, знаменующие взятие очередного города,  Савельев снова уходит на фронт. Увидится ли он еще с Ольгой? Война никому не гарантировала жизни. Но важно другое. Такие высокие чувства, как дружба, уважение, безграничная вера, так свойственная русским людям, с особенной силой выявляются в военной обстановке — в один голос утверждают и драматург, и постановщик, и актеры. Пожалуй, именно этими чертами симоновские герои и близки сегодняшнему зрителю.

Юлия МИШИНА.

 

Народный