ГлавнаяНовости

В авангарде армии

Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

21-января — 310 лет инженерным войскам
Сплав науки и отваги — инженерные войска!
Все хорошо знают, что такое пехота, танковые войска, авиация, разведка. Известно, что они делают на поле боя, для чего предназначены. Среди всего этого многообразия как-то совсем затерялись инженерные войска. А ведь именно представители этого рода войск первыми приходят на места дислокации частей и подразделений и последними покидают их. Это они расчищают дороги, строят переправы и укрепления, обеспечивают безопасное продвижение и деятельность войск.

Успех любой военной кампании в немалой степени зависит от профессионализма и ответственности военных инженеров. Инженерные войска — это войска переднего края. Не случайно в петровской «Табели о рангах» офицеры-инженеры стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.
Инженерные войска появились в процессе развития армии. Первой армией древнего мира, которая квартировала в специально построенных поселениях, была армия египетская. В войнах Древней Греции, Рима, Карфагена для выполнения инженерных работ привлекались отряды воинов, а позднее и специально подготовленные отряды, подобные тем, которые в последующем стали именоваться сапёрами.
Летописи доносят до нас сведения о строительстве на Руси городов, об их осаде и обороне. В конце XII века дробление феодальной Руси на множество княжеств привело к строительству крепостей и сооружений самых различных типов на всей территории. Во время Ледового побоища русские войска умело использовали как долговременные оборонительные сооружения, так и полевые укрепления, выполненные с учётом особенностей местности. Первые сведения о воинах-строителях на Руси, которые донесла до нас летопись, относятся к 1016 году. Это были строители, находившиеся на военной службе и имевшие обширные познания в военном искусстве и особенно в искусстве обороны. Военных строителей называли городовиками и мостовиками. Со второй половины XV века в России был создан единый орган руководства военно-строительными работами — инженерная часть Пушкарского приказа, которая стала разрабатывать чертежи и руководить строительством оборонительных сооружений.
Первым из дошедших до нас русским воинским уставом, обобщившим военно-инженерный опыт, является «Устав ратных и пушечных дел, касающихся до воинской науки». Его составил в начале XVII веке воевода боярин Анисим Михайлов.
Создавая регулярные вооруженные силы, Пётр I уделял особое внимание развитию артиллерии и инженерных войск, считая, что от них во многом зависит успех боевых действий. «Зело надо, — говорил он, — чтобы офицеры знали инженерство, буде не все, то хотя часть онаго…» Роль военных инженеров подчеркнута в документах Военной коллегии: «Инженерные и минерные офицеры как в рангах, так и в окладах от армейских офицеров отличены для того, что они прочих офицеров, кои только одинарною шпагою служат, наукой превосходят… Которые офицеры инженерству искусные, прежде оных до высших чинов производятся».
Военные инженеры пользовались в вооружённых силах большими преимуществами, их оклады отличались от окладов офицеров других родов войск, а наиболее преуспевающие в инженерном деле прежде других производились в высшие чины.
Великие русские полководцы А.В. Суворов и М.И. Кутузов, придавали огромное значение инженерным войскам и стремились к повышению уровня инженерной подготовки солдат и офицеров. Крупнейшей заслугой А.В. Суворова в развитии отечественного военно-инженерного искусства явилось введение новых методов инженерной подготовки в армии. Обучая войска в обстановке, максимально приближенной к боевой, Суворов добивался от подчиненных умения строить и штурмовать укрепления, форсировать водные преграды, действовать, применяясь к местности, совершать переходы через горы и болота. Суворов строго требовал от своих офицеров и генералов отличного знания инженерного дела. К военным инженерам относился с большим уважением и доверием, высоко ценил их как всесторонне подготовленных специалистов.
Инженерные войска, как род войск, имеющий в своем распоряжении большое количество грамотных инженеров, приобрел статус проводников технических новшеств в армии и на флоте, стал колыбелью новых технических родов войск. Наиболее бурно этот процесс проходил в начале XX века. В составе инженерных войск зародились, а затем выделились в самостоятельные железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска. И даже авиация родилась в недрах инженерных войск. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.
Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии. В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, в стрелковых бригадах — сапёрную роту. В 1919 году сформированы специальные инженерные части. С начала Великой Отечественной войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение маневра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений и городов. За подвиги и воинский труд во славу Родины в годы Великой Отечественной Войны 100 тысяч воинов инженерных войск награждены орденами и медалями, 655 из них присвоено звание Герой Советского Союза
Инженерные войска — единственный род войск, для которого война не кончается никогда. До сих пор в земле находят следы сражений, бушевавших на русской земле много лет назад — снаряды, осколки, бомбы, мины. И снова саперы идут в бой с фашистской смертью.
Деятельность инженерных войск сложна и разнообразна. Они выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными средствами.
Значительный вклад внесли инженерные войска и в ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Воины-саперы принимали активное участие в вооруженных конфликтах в Таджикистане, Приднестровье, Северной Осетии, Абхазии, Боснии и Герцеговине, Косово, проявив при этом мужество, профессионализм и высокое чувство воинского долга, в 2001, 2003 годах личный состав отдельного инженерно-саперного батальона принимал участие в боевых действиях в Чеченской Республике, за что многие военнослужащие были награждены государственными наградами.

Общеизвестно выражение «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Исторический факт — одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути их атаки на фланг англичан. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец «глупо» оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.
Поэтому местность, на которой предстоят боевые действия, тщательно изучается, чтобы понять — как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска будут разбиты.

Немаловажную роль в деятельности инженерных войск играет маскировка.
При подготовке обороны на Курской дуге инженерные войска создали огромное количество ложных объектов (линий траншей, танковых окопов, аэродромов, дорог, мест сосредоточений войск, танков, артиллерии). Немецкие разведчики натыкались на эти ложные объекты наряду с подлинными, и Верховное командование Вермахта решило, что Красная Армия, догадываясь о намерении немцев нанести удар под Курском, пытается ввести их в заблуждение и создать впечатление наличия большого количества войск под Курском. Между тем, Красная Армия создала там большую группировку войск, которая была скрыта среди огромного числа ложных объектов.
В ракетных войсках — служба особая. «Тополя» надежно обеспечивают нашу безопасность, но и условия для поддержания их в постоянной боевой готовности требуются особые. И создает эти условия личный состав инженерных подразделений нашего соединения под руководством, начальника инженерной службы войсковой части 14245 гвардии подполковника Балабанова И.В., командира войсковой части 03071 гвардии подполковника Чернышева В.И., начальников инженерных служб войсковых частей 14264 и 52642 гвардии майора Баранова А.В., гвардии старшего лейтенанта Хрищанович О.В..
Основная задача инженерных служб мирного времени – обеспечение ремонта и строительства инженерных коммуникаций, ведение инженерной разведки местности, выполнение инженерных задач по поддержанию боеспособности частей и подразделений дивизии. ее решением занимаются рота радиационно-химической биологической защиты и инженерно-саперная рота.
Они обеспечивают маршрут движения военной техники. Расчистка дорог от снега зимой, посыпка песком — все это входит в обязанности военнослужащих. Кроме этого, они обеспечивают ремонт дорог на поврежденных участках для беспрепятственного прохождения военного автотранспорта, занимаются радиационно-химической разведкой, устранением последствий чрезвычайных ситуаций, проверкой местности на наличие радиации. Для поддержания роты в постоянной боевой готовности не реже раза в месяц проводятся занятия в полевых условиях.
Вся деятельность батальона невозможна без автомобильной техники. Все работы проходят с участием автомобильной техники, будь то приведение в порядок дорог или вывоз с места происшествия зараженного грунта.
Любая техника время от времени требует ремонта. И надо сказать, работа эта совсем не проста. Ведь техника в ОИСБе весьма специфическая, ремонт ее требует специальных знаний и умений. по мнению командира батальона, специалисты со своей работой справляются отлично, благодаря чему вся техника части в любое время готова к использованию в самых сложных ситуациях.
Тяжелая ракетная техника требует отличного состояния не только дорог, но и мостов. Чтобы обеспечить беспрепятственное и безопасное движение боевых машин, приходится проделывать немалую работу. Перед выходом полков они проверяют состояние каждого моста, который придется преодолеть. Мостоиспытатели проводят и внешний осмотр, и проверку с помощью специальных приборов, испытывая мосты на прочность и грузоподъемность. Раз в два года начальник расчета проходит переобучение в учебном центре, повышая квалификацию. И это не случайно, ведь за результаты проверки он несет личную ответственность.
Инженерные войска постоянно находятся в боевой готовности. Чтобы обеспечить все необходимые условия для деятельности частей и подразделений, военные инженеры всегда в авангарде армии, готовые проложить ей дорогу.

 

Светлана Столбова.

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий