ГлавнаяНовости

Трудные дети, трудные взрослые…

Трудные дети, трудные взрослые…
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

О том, что будет психологом, Вероника Львова не знала, но когда перед ней встал выбор — сразу подумала о детях. Спустя несколько лет учебы стала педагогом начальных классов. Ей и теперь кажется естественным решать детские проблемы — и она успешно справляется и с двумя своими, и с чужими детьми.

Когда-то Вероника начинала с детских садов — во времена учебы в педагогическом колледже. «Тяжелее всего было не с детьми, а со взрослыми, — вспоминает Вероника Викторовна. — Чтобы родители тебе доверились и шли на контакт — а это очень облегчает работу педагога, — нужно в их глазах завоевать авторитет, стать примером». А потом увлеклась психологией — и поступила в психолого-социальный институт. После окончания вуза ей предложили поработать в Комплексном центре социального обслуживания населения ЗАТО Озерный — фронт работ пополнился подростками. На плечи молодого специалиста Комплексного центра легли «чужие» волнения и тревоги: за помощью к педагогу-психологу нередко обращаются те, кто не может разрешить «внутренние» конфликты силами семьи, в которой подрастает личность. Домочадцы оказываются не в силах поддержать взрослеющего ребенка. Пристального внимания, предельной тонкости, деликатности и вдумчивости часто не хватает родителям, закружившимся в водовороте житейских проблем, и, чтобы подросток не остался один на один с собственными комплексами и страхами, ему на помощь приходит психолог. «Неустойчивость настроения, поведения, колебания самооценки, ранимость — «трудный» детский возраст богат сложностями, — говорит Вероника Викторовна. — В этот период подростку самому бывает нелегко пережить процесс становления его как личности. Тяжело воспринимают взросление ребенка и его родные. Найти к каждому подход, разговорить, настроить на доверие — это, пожалуй, самое сложное в нашей работе. Без доверия никуда». Зачастую достаточно бывает лишь услышать ребенка — и вот он, выход из затруднительного положения. Но чаще всего требуется работа многих специалистов и тесное сотрудничество с родителями — как самые близкие для подростка люди они оказывают психологу большую помощь. «Если родители доверяют педагогу — то и ребенок будет нам доверять, не сразу — но откроется». 
Вероника Викторовна становится Вероникой — беседа тет-а-тет педагог допускает обращения на «ты», на равных. И начинается целебное общение — в рамках проекта «Подросток-2011. Это наш с тобою секрет…». «Не дрессировка «плохого» ребенка и лепка из него «хорошего», а совместный поиск выхода из ситуации, побуждение поделиться своими тревогами». Сколько тонкостей в профессии, направленной на людские заботы! Подобно механикам социальные работники — словом, внимательным взглядом — заставляют крутиться «винтики» сложных человеческих взаимоотношений. Но прежде чем помочь — надо выслушать.
Каждый день маленькие победы куют Вероника Львова и ее коллеги из Комплексного центра и отдела социальной политики. «Нередко приходится сближать «близких», но в то же время таких далеких друг от друга людей: мам и детей, родных братьев и сестер…- делится Вероника Викторовна. — Печально, но не только переходный возраст наносит душевные травмы подростку. Очень часто ребенок оказывается пострадавшим в семейных «авариях» — при разводе, например». Веронике Львовой не раз приходилось наблюдать кризисы «неблагополучных» семей, вмешиваться в их жизни — совершая рейды по квартирам многодетных семей, семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в качестве члена комиссии по делам несовершеннолетних. «Не перегореть» помогают коллеги-психологи: когда надо — выслушают, поддержат. Часто спасательным кругом становятся те же «трудные» подростки, которым она помогает обрести веру в себя, — их благополучие и успехи — пожалуй, лучшая для Вероники Львовой награда за труд. И у нее снова горят глаза — и ей кажется, что быть доброй феей с теми, кому трудно, вовсе не трудно.

Ксения МАКСИМОВА.

Народный