ГлавнаяНовости

Судьба и Родина едины

Судьба и Родина едины
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Казанское Суворовское военное училище, срочная служба в авиационной части в Комсомольске-на-Амуре, Ставропольское высшее военно-инженерное училище, служба в ракетных дивизиях в Костроме, Забайкалье, Озерном… За тридцать лет военной службы гвардии подполковник Сотников Александр Николаевич прошел все ступени армейской жизни.

Тяжело в учении — легко в бою
Справедливость этих слов 15-летний Александр оценил, едва став курсантом Суворовского училища. Еще до начала учебы юным военным предстояла жизнь в летнем лагере. Перед этим они прошли краткий курс обучения, в котором немалое внимание уделялось… технике правильного навертывания портянок. То ли курсанты слушали невнимательно, то ли тренировались мало, но с самого начала палаточной жизни портянки стали для них сущим мучением. Ноги у всех были стерты в кровь, появились огромные мозоли, ноги болели постоянно. А ходить в сапогах предстояло до конца лета. И лишь с наступлением осени, когда подростков перевели на зимние квартиры, они смогли переобуться в ботинки. Какое это было блаженство! И какой урок! Зимой, когда вновь пришлось надеть сапоги, портянки все навертывали правильно и не испытывали никаких неудобств.
Самое сильное впечатление от училища — первый бой. Курсантов подняли посреди ночи и доставили к месту «сражения». Был дан приказ копать окопы. В шесть утра начался обстрел, а потом на поле боя вышла тяжелая техника — танки и бронетранспортеры. «Было страшно, — признается Александр Николаевич, — хоть и знали, что это учения. Но когда стоишь в окопе по грудь в земле, а мимо тебя едет боевая техника — дух захватывает».
Первым делом самолеты…
Срочную службу Александр Николаевич проходил на Дальнем Востоке, в авиационной части вблизи Комсомольска-на Амуре. На всю жизнь он запомнил экстренный случай, произошедший на их аэродроме. Должен был приземлиться самолет, управлял которым командир дивизии. Чтобы остановить машину, он нажал кнопку выпуска тормозного парашюта, но того не оказалось на месте. Тогда он решил использовать гидравлические тормоза, а их не дозаправили. Попробовал остановить самолет с помощью воздушных тормозов — и снова неудача, тормоза не сработали. Самолет с высокопоставленным летчиком выехал за взлетную полосу и там остановился. Несколько минут все, кто находился на аэродроме, пребывали в ступоре. Александр Николаевич служил тогда в аварийной команде. Ему одному из первых предстояло встретиться с командиром дивизии. Быстро открыв люк, солдаты опустили в кабину специальную лестницу и услышали замысловатые ругательства генерала. Убедившись, что командир цел и невредим, ребята сочли за благо спрятаться с другой стороны самолета. Там они и сидели, пока командир дивизии распекал командира полка, а тот в свою очередь своих подчиненных. Самолет отправили в техническую эксплуатационную часть, где быстро привели его в порядок. А причиной столь неприятной ситуации стала халатность сразу трех людей: за каждый вид тормозов отвечал отдельный мастер. Каждый из них не доделал свою работу и не проверил ее, а в результате едва не произошла трагедия…
Александр Николаевич закончил срочную службу в звании сержанта 21 мая 1979 года. В тот момент он был уверен, что никогда не свяжет свою жизнь с Вооруженными Силами.
К первым звездам
А уже 1 июня заскучал. Пять лет в армейской среде не прошли даром — снова хотелось оказаться в знакомой обстановке, надеть форму, взять в руки оружие…
Успешно сдав вступительные экзамены, Александр Сотников стал курсантом Ставропольского высшего военно-инженерного училища. Уже 15 сентября как один из самых опытных курсантов он был назначен старшиной роты. А это значит, что помимо учебы ему приходилось вести ротное хозяйство. К тому же на втором курсе Александр Николаевич уже был семейным человеком, а к пятому — и отцом двоих детей. О трудностях семейно-курсантской жизни теперь вспоминает с улыбкой, хотя приходилось очень нелегко. Однако все трудности Александр Николаевич и его супруга Екатерина Семеновна выдержали с честью. И вот он, долгожданный день: после успешной сдачи экзаменов Сотникову А.Н. присвоено звание лейтенанта.
Надежный тыл
И потянулись офицерские будни. Кострома, Забайкалье, снова Кострома, ЗАТО Озерный… Много было трудностей, рос профессионализм, оттачивалось мастерство. Но самым ярким воспоминанием за 25 лет стали для Александра Николаевича не боевые дежурства и полевые выходы, не бессонные ночи и сложные периоды реформ…
Екатерина Семеновна всегда спокойно переносила все трудности военной жизни. Переезд из солнечного степного Ставрополя в сосновую Кострому, постоянное отсутствие мужа дома, тяготы быта, лежащие на ее хрупких плечах — настоящая офицерская жена. Ее спокойствие изменило ей лишь раз. В 1989 году Александру Николаевичу предстояло сменить костромской гарнизон на службу в Забайкалье. По словам тех, кто там служил, военный городок большой, ухоженный, удобный для жизни. И Сотниковы поехали. Пять суток пути. На нужной станции поезд стоит 2 минуты. В считанные секунды выгрузив жену, детей и вещи, Александр Николаевич сам спустился на перрон, и поезд умчался вдаль… «Рассвет. Голая степь кругом, вдали деревянное здание вокзала — и все. Больше ничего нет. И тут Екатерина поворачивается ко мне и говорит:»Ты куда меня привез?!» А я и сам не знаю — куда. Единственный раз за всю нашу службу возмутилась», — так вспоминает Александр Николаевич этот случай. Однако действительность оказалась не так плоха — гарнизон располагался на вершине сопки, поэтому его огни они заметили не сразу.
В 1997 году Александра Николаевича перевели в 7 ракетную дивизию на должность начальника Узла связи. Отсюда в 2006 году он ушел в запас, окончив офицерскую службу в звании подполковника. Но от военной жизни далеко не ушел. Сейчас он руководитель отдела мобилизационной подготовки, делам ГО и ЧС, и вся его деятельность тесно связана с дивизией, отделом полиции и отделом МЧС. Даже сняв погоны, он остался в близкой и родной ему с детства армейской среде.
Не рассталась семья Сотниковых и с Озерным. Хоть и немало повидали они прекрасных уголков, но места для жизни лучше, чем наш Озерный, не нашли.


Подготовила Светлана СТОЛБОВА.

Народный