У каждого своя дорога к храму

У каждого своя дорога к храму

«Какие купола были! А проход! Символика, иконы, отделка, прямо как в «Эрмитаже». После пожара постепенно растащили все. Одни обломки остались! Но даже сейчас в этих стенах ни комар, ни муха не задержится. Даже в самую жару здесь прохлада и благодать», — вспоминает одна из коренных жительниц деревни Старый Березай. А весной поют птицы, уютно примостившись под стенами свода. Хотя попасть в церковь Святой Троицы в такую погоду не просто. Настоящую полосу препятствий нужно преодолеть, чтобы забраться на возвышенность, покрытую хрупкими сугробами. А на ней такой же, как апрельский снег, уходящий в прошлое образец древней сельской церкви. В советское время купол храма с маковичной главой и колокольней были разрушены, утрачено убранство интерьера. Самые стойкие ее элементы — четверик храма с полуциркульной апсидой да два квадратных яруса колокольни — сиротливо взирают на редких посетителей.

«Призываем организации и всех православных верующих внести свой вклад в духовное возрождение России… Не проходите мимо, вместе мы сможем много!» — эти призывы, оформленные сначала на красочных буклетах, чуть позже в письмах руководителям организаций, разносимых под роспись, расходятся по Озерному не первый год. Крик о помощи дошел и до нас. Но журналисты — люди недоверчивые. И мы попытались разобраться в ситуации самостоятельно.
Полгода назад в торговых точках ЗАТО и Выползово появились ящики для сбора пожертвований на восстановление церкви Святой Троицы. У благотворительного фонда «Старый Березай» имеется расчетный счет в Тверском отделении Сбербанка, деньги можно перечислять и через электронный кошелек. На сайте фонда (stberezai.ru) представлены сведения о Старо-Березайском погосте и церкви Святой Троицы, некоторая документация и разъяснения, как помочь церкви. Но пока ни обещанного в письмах отчета о поступлениях пожертвований, ни разъяснений, как получить документы для уменьшения подоходного налога, предложенных сохранять для подтверждения взносов на благотворительность. По словам учредителя благотворительного фонда «Старый Березай» Сергея Евгеньевича Войтова, необходимая документация ведется, но сумма пожертвований незначительна. Как только будут израсходованы средства на приобретение оборудования и прочие статьи расходов, информацию выложат на сайте. Необходимости подтверждать благотворительные взносы, осуществляемые гражданами в пользу церкви, Сергей Евгеньевич не видит. «Это дело добровольное, — заявляет учредитель, — кто желает поддержать наш проект, сколько сможет пожертвует. Захочет ознакомиться, на что потрачены деньги, это не составит проблемы».
Фонд существует с 17 марта 2010 года, о чем имеется свидетельство о постановке на учет в Федеральной налоговой службе РФ, сведения в Едином государственном реестре юридических лиц. В этом, правда, мы убедились не сразу. Введя указанные в письме реквизиты (на сайте egrul.nalog.ru), мы вышли на Тверскую областную общественную организацию по поддержке мигрантов в социальной сфере «Здоровье мигранта». Правда, без одного нуля — ОГРН строго требовал 13 символов. Недоразумение быстро прояснилось. Нам предоставили всю имеющуюся документацию. Оказалось, что в официальных письмах просто была допущена ошибка. Перепутаны последние три цифры. С кем не бывает? Люди работают на добровольных началах, забот ведь у всех хватает. Только вот по данным «ComReady» — сервиса, предоставляющего пользователям информацию об интересующих их компаниях на основе базы Росстата, в видах деятельности благотворительного фонда «Старый Березай» уже с правильными реквизитами (по кодам ОКВЭД) числится следующее: здравоохранение и предоставление социальных услуг, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания, предоставление социальных услуг с обеспечением проживания. И ни слова о восстановлении церкви Святой Троицы в Старом Березае! А ведь именно эта основная цель организации. Как могла возникнуть такая путаница?
Но вернемся к предыстории. 5 мая 2009 года группа активистов из ЗАТО Озерный и Выползовского сельского поселения обратилась с прошением к Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору о восстановлении церкви Святой Троицы в деревне Старый Березай. 17 июля 2009 были проведены сходы граждан по выборам церковной десятки. В августе 2009 году в день святителя Тихона Задонского Архиепископ Тверской и Кашинский Виктор, посетив город Бологое, дал благословение на восстановление церкви Святой Троицы, а настоятель Храма Андрея Первозванного отец Арсений отслужил молебен. По словам учредителя фонда С.Е. Войтова, за два года существования организации практически завершены стартовые работы: оформлены земли в безвозмездное пользование сроком до 26 октября 2014 года, решен вопрос с подведением электричества. Согласно планам благотворителей, восстановленная церковь даст возможность объединить православных жителей Старого и Нового Березая, Ильятино, Погарино, Нарачино, Трубичино. Сможет ли за счет этого прихода существовать церковь? И по силам ли, вообще ее реставрация? Составлялись какие-то предварительные сметы? Судя по разговору с Сергеем Евгеньевичем, такими вопросами они не задавались. Не будем делать поспешных выводов, но невооруженным взглядом видно, что для восстановления церкви потребуется огромные средства, которые, судя по первым результатам, нам собрать не по силам. Хотя нашлись люди, пожертвовавшие на благое дело серьезные суммы. Благодаря взносам Д.А. Вдовых, С.Е. Войтова и А.И. Стехомирова в дело пойдет 150 тысяч рублей. Может, все же откликнутся и другие отзывчивые люди и щедрые организации? А какие ожидания в деревне?
«Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе», — сетовал еще в XX веке Сергей Есенин. В XXI изменения глобальней. Люди стремятся в город, вымирают деревни, сельчан сменяют дачники и огородники. Или в Старом Березае все иначе? И люди действительно нуждаются в приходе? На 1 января 2009 года в деревне Старый Березай зарегистрированы 5 жителей, 18 домовладений. На территории села Ильятино — 545 человек, в деревне Новый Березай — 42 человека. В остальных населенных пунктах Выползовского сельского поселения (за исключением самого Выползово) насчитывается от 1 до 13 жителей (кроме Молчаново — 23), в деревнях Базарово и Никитеревец уже который год нет ни одного постоянного жителя. Кстати, по словам местных из Старого Березая, в Базарово есть храм, аналогичный церкви Святой Троицы. Но только сохраненный в гораздо лучшем виде. Потому ли, что добраться туда очень проблематично (нам советовали взять в помощь лыжи или трактор), а может уже грабить некому? В свое время у базаровцев не поднялась рука «разбазарить» бесценные дары святыни. Об идее реставрации своей церкви староберезаевцы высказываются с опаской. Главный аргумент — для кого? В соседних деревнях местные верующие ездят в ЗАТО Озерный, Куженкино, в Валдай, на Сельвицкий остров, остальная же часть населения — дачники. Они приезжают из Озерного, Мурманска, Москвы, Новгорода, со всей России. Мы посмотрели по тропам к домам. Такая же история, как с проходом к церкви Святой Троицы. Давненько не ступала сюда нога человека. Что ж, потеплеет, увидим. Но в любом случае, повлиять на ситуацию лишь в наших силах, как и позаботится о будущем новых поколений. Москва ведь тоже не сразу строилась. С чего-то надо начинать.


Юлия МИШИНА.

Березаевский погост существует издавна. До сих возле селения находится так называемый литовский курган, по одной из версий являющийся древнеславянским языческим захоронением VII-IХ веков. После завоевания Новгорода (конец ХV века) Иван III участникам кровавого похода московским дворянам Аничковым на землях от Березая до озера Хоринского отвел большое поместье. Здесь на многие века и осела младшая ветвь рода Аничковых. До 1830 года сухопутный тракт Москва-Петербург проходил через село Березай. До сих пор в Старом Березае сохранились остатки старого тракта, мощенные камнем. В 1760 году в селе освящена деревянная церковь (позднее ее перевезли в село Зимогорье). До нее здесь стояла другая, с волоковыми окнами грубой топорной работы. По ветхости ее разобрали. В 1862 году на средства прихожан на ее месте построена каменная церковь на основе образцового проекта середины 19 века. В трапезной находился Ильинский придел. В последней четверти ХIХ века Старо-Березайский погост охватывал целый ряд селений Ильятинской волости. Церковь Святой Троицы имела хороший грамотный притч и небольшой приход (всего в 1865 году в приходе 1084 жителя) и была действующей до 1917 года.

Народный

Поделиться записью

Комментировать запись