ГлавнаяНовости

Робокоп на службе МЧС, или радуга из пожарного рукава

Робокоп на службе МЧС, или радуга из пожарного рукава
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Они тушат пожары, спасают жизни, открывают заклинившие двери, устраняют последствия разбушевавшихся стихий и человеческой безответственности. Для этого сотрудники МЧС должны быть физически закаленными, морально устойчивыми и уметь работать со сложными новинками технического вооружения.

Как удается справляться со своими непростыми задачами сотрудникам специальной пожарной части №50 МЧС России, расположенной в Озерном? На днях у нас появилась возможность познакомиться с работой спасателей поближе и даже на себя примерить роль героев.
Около боксов меня встретили начальник специальной пожарной части №50 Андрей Васильевич Матвеев и его заместитель Олег Игоревич Булатов. И сразу поделились радостью: совсем недавно на вооружение части поступил принципиально новый пожарный автомобиль, аналогов в России у которого нет. Ярко-красный КАМАЗ уже гордо красовался перед боксом рядом с уже проверенным в чрезвычайных ситуациях Уралом. Внешне он действительно серьезно отличается от своего собрата. Во первых, размерами, во-вторых… А вот в «во-вторых» пришлось разбираться. Мне как человеку далекому от любой спецтехники, признаюсь, пришлось нелегко. Но, обо всем по порядку.
АЦ10,0-150 (65225) — пожарный автомобиль с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для использования на критически важных объектах. Этот автомобиль применяется для тушения крупных пожаров — большие здания, лесные массивы, заводские цеха. КАМАЗ вмещает 10 тонн воды и 2 тонны пенообразователя. Большее количество тушащих веществ вмещают лишь аэродромные пожарные автомобили. Скорость подачи воды — 150 литров в секунду. Дальность — 100 метров. Машина напичкана электроникой, что существенно облегчает работу спасателей. Все это они не только рассказали, но и продемонстрировали на практике. Действительно, легким движением руки водитель поднимает шторы-жалюзи, закрывающие оборудование, и перед ним пульт со множеством кнопочек и рычагов. Пока остальные члены команды расправляют пожарные рукава, он совершает несколько неуловимых движений — и из рукавов под давлением вырывается мощная струя воды. Кажется, удержать в руках дрожащий рукав невозможно, но приходится верить глазам. Подавать воду можно и не используя пожарные рукава. Для этого на крыше машины расположена лафетная пушка. Сама по себе она не новшество. Подобными оборудованы многие пожарные автомобили. Принципиальная разница в том, что этой пушкой можно управлять с помощью пульта, тогда как раньше приходилось забираться на крышу. На крышу машины мы все-таки поднялись. Исключительно для того, чтобы интереснее было наблюдать за процессом. Вот тут я и оценила физическую подготовку спасателей. Один за другим они как будто взлетают по скользкой металлической лесенке, на вид весьма ненадежной. Мне признаюсь, пришлось приложить усилия, чтобы преодолеть подъем. И вот водитель снизу подает сигнал и поток воды устремляется в сторону леса. Две с половиной минуты — и цистерна пуста. А над землей в дымке водяной пыли неожиданно появляется радуга. «Мы умеем не только пожары тушить, но и радугу создавать», — смеются спасатели. Продемонстрировали мне и еще одно новшество. Автомобиль оборудован мощными прожекторами, также расположенными на крыше. Управление ими осуществляется дистанционно. В свете дня не удалось оценить освещение, но в том, что оборудование исправно, а прожектор можно повернуть в любую сторону под любым углом, я убедилась. Это серьезное подспорье спасателям при тушении ночных пожаров.
Осмотреть автомобиль снаружи и познакомиться с его работой мне показалось мало. Надо же узнать, что там, внутри! А внутри за кабиной водителя специальное отделение, в котором могут разместиться пятеро специалистов. За каждым сиденьем комплект специального обмундирования: спецодежда, баллон с кислородом, маски. Очень хотелось примерить все это, но… вежливо улыбаясь, спасатели отказали, сославшись на то, что мне не под силу будет даже встать в этом «боекомплекте». Правда, когда сообщили , что комплект весит более 20 килограммов, пылу бастро поубавилось.
Зато удалось увидеть в действии и оснащение для ручного тушения пожаров в помещении (РУПТ). Сами спасатели называют его «робоМЧС». Когда один из сотрудников экипировался, стало понятно, почему. Очень напоминает Робокопа.
На высоте оказалось и мастерство водителей пожарных машин. Они с ювелирной точностью загоняют тяжелые и с виду неповоротливые авто в боксы, ворота которых лишь на несколько сантиметров шире самих «пожарок».
К концу встречи лично у меня сомнений не осталось — в МЧС служат настоящие профессионалы. Да и оборудование у них самое новое, современное. И в чрезвычайных ситуациях спасатели уже проявили себя с лучшей стороны. «Мы могли бы действовать еще оперативнее, — признается Андрей Васильевич, — но людей не хватает, штат значительно недоукомплектован». И видя мое недоумение, пояснил: в войска МЧС, а особенно в специальные части, такие как наша, отбор очень жесткий. Необходима очень серьезная физическая подготовка, железное здоровье и высокий уровень морально-психологической устойчивости. Вот и пустуют рабочие места, несмотря на соцпакет, обеспечение жильем, выслугу и неплохую зарплату, которая, кстати, в январе 2013 года будет значительно увеличена.
К сожалению, много времени спасателям приходится тратить на «непрофильные» дела. «Мы должны быть там, где есть угроза жизни и безопасности людей, — поясняет заместитель начальника части, — а нас вызывают, когда люди по собственной халатности забывают дома ключи или теряют их. Пока мы оказываем помощь в таких случаях, но делаем это исключительно по доброй воле. А ведь в то время, когда мы вскрываем чью-то дверь, кому-то может угрожать реальная опасность».
Когда я уже собиралась попрощаться с гостеприимными спасателями, появилась возможность понаблюдать, как они действуют уже не на тренировке, а в реальной чрезвычайной ситуации. «Сигнал тревоги из первой школы», — сообщил диспетчер. В ту же секунду в рядах сотрудников МЧС произошли разительные перемены. Только что они весело шутили, и вот уже серьезны, сосредоточены. Минута — и все заняли места в машине. «Поедете с нами?» — спрашивает Андрей Васильевич. О чем размышлять, конечно, поеду. Едем быстро, с мигалкой и сиреной. По дороге на меня не обращают внимания — проверяют оборудование. Перебрасываются короткими профессиональными фразами. Все заканчивается неожиданно.» Мы у редакции притормозим, — сообщает начальник части, — дальше вам нельзя, вдруг тревога не учебная». Вот тебе и конец фильма! Но ничего не поделаешь, правила есть правила. Едва успела выйти из машины, как она уже скрылась за поворотом. Сотрудники МЧС снова торопились к своей тяжелой и опасной работе — спасать, выручать, помогать…
P.S.:К счастью, тревога в МБОУ СОШ №1 была учебной. Но в кратчайшие сроки на место прибыли все экстренные службы. Одними из первых — сотрудники специальной пожарной части №50.


Светлана СТОЛБОВА.

Народный