ГлавнаяНовости

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Так называется новая образовательная программа авторского коллектива Н. Веракса, на которую с 1 сентября переходят все детские сады Озерного. Об эффективности этих нововведений и традициях, сложившихся за годы работы, мы узнали, посетив наши дошкольные образовательные учреждения.

Последнее десятилетие привнесло радикальные изменения в систему отечественного образования. На смену типовой программе пришли вариативные, на смену унифицированному детскому саду — разные виды дошкольных учреждений. Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое не сводится только к обучению детей набору знаний и навыков, но открывает новые горизонты для системы дошкольного образования. На протяжении долгих лет образовательный процесс в наших детских садах осуществлялся на основе комплексных программ дошкольного образования «Радуга» и «Детство». Но в коллективах детских садов уверены: изменения в системе образования создают необходимость внедрения новой программы.
Дошкольное образование пережило трудные времена: закрывались детские сады, сокращались группы, ухудшалась материально-техническая база. Сегодня сады не испытывают недостатка в воспитанниках, большое внимание уделяется интерьеру и оснащению территорий и зданий, а руководство и педагоги делают все возможное, чтобы работа была интересной и насыщенной. В образовательный процесс внедряются федеральные государственные требования и современные технологии, а перед коллективами стоят новые задачи — их реализация и привлечение внебюджетных ресурсов для развития детского сада.

КАЖДЫЙ МИГ ЗАЖИГАЮТСЯ ЗВЕЗДЫ
На столе — огромная стопка красочных альбомов и ярких пособий с иллюстрациями. Детишки с удовольствием разглядывают картинки, мастерски оформленную подборку фоторабот, но самые сильные эмоции вызывают предметы декоративно-прикладного искусства. Чего только нет в мини-музее «Русская печь», какими чудесными вещицами оформляют небольшое, но уютное пространство самого первого детского сада «Звездочка» рукодельницы Н.Е. Смирнова, О.Н. Калюта и Л.В. Муха. А с каким восторгом мальчишки и девчонки примеряют народные рубахи, расписные сарафаны и кокошники, участвуют в народных забавах!
Уникальный проект по краеведению в «Звездочке» успешно реализуется уже третий год. Авторская программа педагогов Л.В. Мухи и С.Г. Васильевой «Я горжусь, что родился в России» включает 5 блоков: «Мы — славяне», «Моя семья», «Моя малая Родина», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Наше государство — Российская Федерация». Малая Родина ведет за собой большую Родину, уверены создатели проекта, который знакомит дошкольников с истоками зарождения Древней Руси, ее бытом и укладом жизни, современной историей своего Отечества, подвигами наших земляках — героев Великой Отечественной и детей войны, генеалогическим древом своей семьи, достопримечательностями нашего края.
«Это длительное, систематическое и целенаправленное воздействие на ребенка, — рассказывает старший воспитатель Людмила Владимировна Муха. — Ведь воспитание патриотических чувств не ограничивается временными отрезками, они не могут возникнуть, даже после нескольких, пусть и очень удачных занятий. Наша задача в том, чтобы каждый ребенок душой прошел по истокам и вышел на широкий простор своих чувств к самым священным и заветным образам».
Кроме собственных разработок педагоги «Звездочки» одни из первых приступили к внедрению новой комплексной программы «От рождения до школы». «Ее мы выбрали неслучайно, — рассказывает заведующая МБДОУ детский сад №2 Алевтина Рейхартовна Атрощенко. — Главные достоинства программы — хороший методический комплекс и система мониторинга, позволяющая определить, как и через что развивать интегративные качества у школьников. Поначалу было очень много вопросов. Но коллеги разобрались. Ведь в программе есть от чего оттолкнуться. Все четко прописано. Каждая тема реализуется через разнообразные виды детской деятельности с интеграцией в содержании нескольких образовательных областей».

ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ
С тем, что программа дает богатый методический потенциал и возможность организовать образовательный процесс в комплексе согласны и коллеги из «Елочки». «Программа «От рождения до школы» поддерживает лучшие традиции дошкольного образования, — уверена заведующая МБДОУ детский сад №1 Маргарита Евгеньевна Голованова. — Мы обращаемся к фольклорным традициям, классике, современной литературе. Богородская игрушка, хохлома, гжель, вологодские кружева, городецкая роспись, русская народная игрушка, замечательные произведения русской литературы – теперь все эти значимые достижения наших предков дети будут изучать всесторонне, а воспитателям станет легче готовиться к занятиям. Люди у нас творческие, найдут применение сэкономленному времени».  
О своем коллективе самая опытная заведующая в Озерном может рассказывать часами. Слушая ее, так и представляются картины, как дружно увлеченные люди мастерят во дворе, как своими руками создают потрясающие игрушки и поделки, обучают этому своих воспитанников, готовят спектакли и праздники, как по 20-30 лет преданы своей «Елочке».   
Обычный проход между группами их фантазия и таланты превратили в увлекательное путешествие по Африке, в которой обитают нарисованные дикие звери, разглядеть которых можно взобравшись на вполне реальные лианы. А сколько прекрасных растений собрано в зеленой комнате! Настоящими актерами ребята ощущают себя всякий раз, когда посещают уютный домашний театр. К услугам юных актеров потрясающая выставка кукол, сцена, декорации и костюмы. Детское и коллективное творчество здесь не знает границ.

КЛАДОВАЯ ЗДОРОВЬЯ
Несмотря на то, что детский сад «Березка», в отличие от других дошкольных учреждений работал по программе «Детство», в этом году коллектив солидарен с коллегами. Переход на новую программу, безусловно, внесет некоторые изменения в учебно-воспитательный процесс, но первостепенная задача коллектива «Березки» — охрана жизни и здоровья детей, их физическое развитие — останется неизменной. Гимнастика с элементами релаксации, корригирующая гимнастика, полоскание водой комнатной температуры, дыхательная гимнастика с элементами точечного массажа, систематическое, ежедневное контрастное обливание ног, медленный оздоровительный бег после сна, купание в сухом бассейне, прогулки-походы с элементами туризма — за долгие годы здесь сложилась многоплановая система организации оздоровительной деятельности. Созданы все условия для двигательной активности детей, активно реализуются здоровьесберегающие технологии, комплексы упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, организовано сбалансированное рациональное питание детей, лечебно-профилактическая работа, система закаливания. По словам заведующей МБДОУ детский сад №5 Елены Антоновны Акимовой, результат упорной работы коллектива — стабильная посещаемость детей. «Любая система прослужит достаточно долго, если будет совершенствоваться, — делится своими планами руководитель. — Поэтому коллектив не останавливается на достигнутых результатах, находясь в поиске новых подходов к оздоровлению детей, идей по развитию познавательной, художественно-эстетической, музыкальной и трудовой деятельности своих воспитанников». По всем этим направлениям в саду начинают работу дополнительные кружки, в которых работают настоящие профессионалы своего дела.

А В СКАЗКЕ ВСЕ СБЫВАЕТСЯ
И даже свой предстоящий юбилей — 35 лет — «Сказка» встретит, торжественно открыв двери центрального входа. Красная лента перерезана — и вот юные «сказочники» спешат по новой дороге знаний в любимый сад. Это событие накануне дня рождения гости праздника сравнили с новосельем. Теперь путь в «Сказку» стал парадным, к радости родителей появилась уютная «парковка» для транспортных средств. Но какой труд стоит за всем этим! «Хотелось, чтобы детский сад снова засиял, — делится впечатлениями заведующая МБДОУ детский сад №4 Раиса Андреевна Терехова. — Огромное спасибо коллективу, который вложил силы в озеленение нашей большой территории, команде строительной бригады В.К. Ростовцева, которые не только выполняли работы, но и помогали идеями».
Красочный интерьер, изумительная природа не только радуют глаз воспитанников и гостей, но и вдохновляют ребятишек творить и созидать красоту вокруг себя. Неслучайно ведущим направлением в этом образовательном учреждении является художественно-эстетическое. Дети в «Сказке» идут по усиленной программе по музыкальному развитию, художественной и изобразительной деятельности. В саду работают музыкально-театрализованный, физкультурно-оздоровительный кружок. Третий год оказываются услуги на платной основе. Развитие речи, обучение иностранному языку, изобразительное искусство — несмотря на разнообразие в этой сфере, наши родители пока еще только подстраиваются к этой системе. Между тем переход дошкольных учреждений на хозяйственную самостоятельность во многих городах уже дает свои результаты. У дошкольных образовательных учреждений появляются дополнительные источники финансирования, увеличивается ассортимент предлагаемых услуг. Ведь сегодня образованность человека определяется не только предметными знаниями, но и разносторонним развитием личности. В связи с этим наряду с общим образованием огромное значение приобретает дополнительное.

Юлия МИШИНА.

Народный