ГлавнаяНовости

Дистант глазами студентов: домашние тапочки и чай или сплошное недопонимание?

Дистант глазами студентов: домашние тапочки и чай или сплошное недопонимание?
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Лекции, не выходя из дома, экзамены и зачеты в режиме онлайн, поход в вуз, как праздник — такова реальность сегодняшних студентов. А как же шумные компании, встречи в студенческой столовой, совместная подготовка к семинарам, шпаргалки, стресс, когда тянешь билет на экзамене?!

В прошлом году наша жизнь резко изменилась. Вместо привычной работы в офисах многим пришлось выполнять свои служебные обязанности, не выходя из дома — осваивать работу удаленно. Изменилась и система образования. Так, прошлый учебный год школьники заканчивали в дистанционном формате. Изменения коснулись и студентов. Виной всему — пандемия новой коронавирусной инфекции, перевернувшая привычную жизнь с ног на голову.

В преддверии Дня студента корреспонденты “Дней” решили узнать у бывших учеников школ Озерного, ныне студентов различных высших учебных заведений, как организован процесс обучения в их вузах и какие плюсы и минусы дистанта они успели выявить.

Дарья Павлова
— Я учусь в Президентской академии РАНХИКС на факультете Социальных технологий по специальности Психология управления на первом курсе. С конца сентября нас перевели на дистанционное обучение. Некоторые предметы изначально были в дистанционном формате. За полгода обучения в вузе я была всего семь раз, два из которых были не учебными.

Как выстроено дистанционное обучение: есть расписание, как и при привычном всем очном обучении: предмет, время, рядом указано, где будет проводиться занятие. Если оно будет очным, написан номер кабинета, если удаленным — платформа, на базе которой будет организовано занятие. Мы занимаемся в Moodle, Teams, Zoom, Skype.

Конечно, у такого формата обучения есть свои плюсы и минусы, и пока я не смогла определиться, чего же все-таки больше.

Студенты Санкт-Петербурга и Москвы переведены на дистант, в их чис-ле и наша землячка Дарья Павлова.
Студенты Санкт-Петербурга и Москвы переведены на дистант, в их чис-ле и наша землячка Дарья Павлова.

Из минусов: какие-то предметы, например, высшую математику, нужно объяснять прямо-таки на пальцах, а, при дистанционном обучении многое непонятно. И вроде бы преподаватель читает лекцию, объясняет все, но… Если ты что-то не понял или недопонял, тебе это потом может аукнуться на зачете или экзамене. Кроме того, ты не видишься со своими одногруппниками, однокурсниками. А для первокурсника это довольно тяжело.
Плюсы: лекция или семинар начинается

в 8.30, я встаю в 8.00 — чтобы успеть позавтракать, попить кофе, в общем, начать жить, как я это называю. А если бы мы учились в нормальном формате, просыпаться приходилось бы гораздо раньше. Нагрузки как таковой нет, вернее, она, конечно, есть, но небольшая — из так называемого домашнего задания в основном презентации. А еще классно, когда лекция без камер, а у нас так проходят все лекции, кроме двух предметов — английского и введения в профессию. То есть ты включаешь лекцию и делаешь что хочешь: хочешь — спишь, хочешь — ешь, хочешь — сериал смотришь, хочешь — слушаешь преподавателя, хочешь — гуляешь. Главное — в конце занятия сказать: “Я был, отметьте меня, поставьте мне балл за посещение”. И вот этот момент двоякий. Вроде бы и хорошо, но, с другой стороны, плохо — даже если ты внимательно слушаешь лекцию, многое непонятно. Хотя, не думаю, что если бы мы ходили в вуз, это что-то бы изменило, но вдруг…

Подводя итог, могу сказать, что у дистанта есть свои плюсы и минусы. И для каждого они, безусловно, свои. И тут все зависит как от преподавателя, его возраста, отношения к своей работе, так и от студента и его отношения к учебе. Если забивать, пропускать лекции и семинары, то толка не будет ни от очного получения образования, ни от дистанционного. Но, конечно, очно учиться интереснее и веселее.

Что касается сдачи зачетов и экзаменов, то зачетов я сдавала всего два, остальные получила автоматом, набрав по балльно-рейтинговой системе нужное количество баллов. Сдавала я их дистанционно, с камерой, все как положено. Экзамены сейчас будут проходить тоже удаленно — три в виде тестов, а на один нужно будет написать сочинение и потом его зачитать. Это странновато, но я думаю, лучше, чем учить и тянуть билеты.

Дмитрий Кубрак
— Я курсант Санкт-Петербургского военного Ордена Жукова института войск Национальной Гвардии. В моем обучении предусмотрено 5 лет службы на казарменном положении. В основном дистанционка нас не затронула, но в период пика заболеваемости нас переводили на дистанционное обучение, мы занимались с преподавательским составом по электронной связи. Сейчас все вернулось в привычное русло. Единственное, после возвращения из отпуска мы должны две недели обучаться удаленно. Что будет дальше — неизвестно.

Анна Алексеева
— Дистанционное обучение — не совсем привычный формат получения образования в нашей стране. Мы привыкли ходить в школу, видеться с одноклассниками, болтать и смеяться на переменах, задавать вопросы учителям. Но весной прошлого года привычный уклад жизни многих россиян был нарушен, и, увы, но, скорее всего, на круги своя все вернется либо не скоро, либо никогда, и мы должны привыкать к другой, новой, непривычной нам жизни.

Проведя два месяца на дистанционном обучении, я могу выделить такие преимущества, как: удобство планирования времени, обучение в индивидуальном темпе в любое время и в любом месте, индивидуальный подход к студентам и ученикам, более спокойная обстановка, широкое использование компьютерных технологий.

Минусы: сложность в самоорганизации (желание отложить на потом), отсутствие живого общения с преподавателями, необходимость постоянного доступа к интернету, отсутствие контроля над учащимися.

Виолетта Зубрилина
— Когда объявили о дистанте, наш университет просто сделал уверенный шаг в сторону уже давно развивающегося направления. У нас (я учусь в Национальном исследовательском университете “Высшая школа экономики” в Москве) система онлайн-курсов была введена достаточно давно: мы смотрим уроки на специальной платформе, выполняем задания, и эта оценка частично влияет на результат по всей дисциплине. Но потом начался карантин, и онлайн быстро стал нашей реальностью.

Дистант хорош лишь тем, что не нужно тратить время на дорогу. В остальном — одни минусы, ведь учеба — это не только лекции и семинары, это друзья, одногруппники, проекты, посиделки в библиотеке, дебаты, фестивали. В онлайне это все превращается просто в зум, из которого ты не выходишь порой по 12 часов.

Из этого вытекает другой минус — весь день перед компьютером — безумно устают глаза и спина. Теперь в наших сумках, помимо масок и антисептиков, еще одно обязательное средство — капли для глаз. Но сейчас мы учимся немного не так, как на карантине: мы можем свободно встречаться с друзьями в коворкингах или кафе, обсуждать наши проекты, посещать библиотеки и ходить в университет — он открыт.

Для меня самый лучший формат — комбинированный, когда лекции проходят онлайн, а семинары, практические занятия и консультация — оффлайн. Так и мы, и преподаватели бережем свое время, мы все равно ходим в университет, видимся, общаемся. У нас так было с сентября по ноябрь, всех все устраивало.

Единственный минус здесь — это большое количество онлайн-платформ, так как каждый преподаватель проводит занятия там, где ему удобно: Teams, Zoom, Skype, Google-Meetings. Я иногда забываю и путаюсь, что и где. Хорошо, что у нас почти все лекторы и семинаристы молодые, они с легкостью пользуются всем интерфейсом программ и придумают новые очень интересные форматы проверки. Мои друзья из других универов жалуются, что у них с этим сложнее, поэтому тут как повезет. А вообще мы уже смирились с дистанционкой, научились максимально продуктивно использовать ее возможности и сейчас перестраиваемся на новые форматы, потому что полностью от онлайна мы уже навряд ли уйдем.

А занятия студентов из Твери проходят в привычном формате, с соблюдением санитарных норм и правил.
А занятия студентов из Твери проходят в привычном формате, с соблюдением санитарных норм и правил.

Полина Андреева
— У дистанционного обучения есть как плюсы, так и минусы. Плюс дистанционки в том, что времени на выполнение заданий больше, чем при привычном формате обучения. Однако при сдаче дисциплин в дистанционной форме сложно понять, что именно нужно преподавателю и как он будет оценивать знания студента.

Ирина Смирнова
— Дистанционное обучение — это когда конспектируешь лекции по высшей математике в теплых тапочках. Ждешь восстановления интернет-соединения, чтобы продолжить конспект. Между микроэкономикой и правоведением разогреваешь еду на плите, а не в микроволновке в студенческой столовой. Внезапно узнаешь, что есть еще один портал с обязательными тестами и у них горят сроки сдачи. Когда утро начинается с собаки, а не с вахтера общежития. Дистанционное обучение — это когда дома.

Мою группу перевели на удаленный формат с 16 ноября. Конечно, есть свои плюсы, свои минусы. Но лично мне все нравится. Работа организована достойно и качественно. И уровень образования при переходе из университетских аудиторий в онлайн не упал. Все то же высшее, только теперь на кухне! Нет, кроме шуток, обучение через компьютер на данном этапе не препятствует полному усвоению положенного материала. Практика сейчас — решение задач, разбор примеров. Она не требует нашего физического присутствия. А лекции по видео мне даже больше нравятся: в любой момент можно пересмотреть, повторить, разобраться, кроме того, из динамика лишь голос лектора — никакого шума с задних парт!

Из минусов — непостоянность соединения, сбой может произойти как с одной стороны, так и с другой, или даже с третьей: иногда подводит сама программа. Кстати, количество этих программ тоже можно от-нести к минусам (вот сколько программ, столько и минусов). От их многообразия внимание рассеивается. На данный момент, чтобы учиться на кухне, я использую четыре сайта, две платформы, вебинарное приложение (в котором сейчас 27 комнат), мессенджер и две электронные почты. И везде задания с таймером сдачи, везде учебный материал. Правда, чтобы разобраться с программами, времени уходит меньше, чем на дорогу от общежития до университета (в моем случае это около часа в одну сторону). Посетил пары — еще надо возвращаться. А сейчас сиди себе, разбирайся с электроникой, да чай пей. Конечно, для человека неусидчивого, послабление в виде тапочек и чая может стать патовым, испортить учебный процесс. У меня проблем с организацией времени нет. Я получаю искреннее удовольствие.

Многие страдают на удалении от самого удаления. Мне есть чем заняться. Зима радует снегом, лес манит на прогулки, в свободное время книги создают уют. Конечно, Санкт-Петербург уже занял некоторое место в моей жизни — я учусь в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого. Там есть люди, которые ждут моего возвращения. Места, в которые хочется возвращаться.

Время придет. Поезд застучит колесами. И вот в этот момент сердце обязательно дрогнет тоской по дому. Это точно. Так всегда бывает. Поэтому сейчас все время хочется дышать полной грудью. Вобрать в себя как можно больше тепла. Того особенного тепла, которое рождается в душе, когда переступаешь порог дома.

Народный