ГлавнаяОбщество

Как защитить детей от травли?

Как защитить детей от травли?
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

“Мам, у меня голова болит, можно я в школу не пойду?” — с этой фразы Вова начинал уже третье утро. Что он абсолютно здоров физически, было видно сразу. Как и то, что всеми силами старается избежать посещения школы.

“Опять что-то недоучил, двойку получить боится”, — подумала Вовина мама Елена. И уже собралась было сделать сыну внушение о лени и ее преодолении, но посмотрела на ребенка и поняла: он боится. И боится чего-то пострашнее двойки. В школу в этот день они пошли вместе.

— Моего ребенка травят, — пыталась донести информацию до классного руководителя Елена.

— Ну с чего вы взяли, обычный конфликт, — отбивалась учительница, — дети, сами разберутся.

— Его игнорируют, бьют, обзывают, портят вещи, и это происходит постоянно, каждый день. Причем делают это компанией. Как вы не понимаете, это настоящая травля!

Ее опасения подтвердила школьный психолог. Да, это травля, и меры надо принимать немедленно.

Эта ситуация завершилась благополучно. Но так бывает не всегда. “Затравить” ребенка могут до самоубийства, причем его же ровесники. Позиция “дети сами разберутся” в данном случае преступна. Без вмешательства взрослого травлю не прекратить.

Если вы замечаете у ребенка хотя бы один из этих признаков, насторожитесь

— Синяки, происхождение которых ребенок объясняет неохотно или невнятно;
— Поврежденные или потерянные вещи (включая одежду, книги, игрушки, электронику);
— Симулирование болезни, чтобы не идти в школу (головные боли или боли в животе);
— Изменение привычек в еде (в том числе пропуски еды, возвращение домой из школы голодным);
— Ребенку снятся кошмары, появляются страхи;
— Нежелание ходить в школу, потеря интереса к учебе или снижение успеваемости;
— Желание избежать массовых мероприятий, сокращение общения с друзьями;
— Попытки запугивания младших братьев и сестер или других детей;
— Снижение чувства собственного достоинства, подавленное настроение;
— Саморазрушающее поведение (травмируют себя, обвиняют самих себя, пытаются убежать из дома или говорить о самоубийстве).
Что делать?

Поговорите с ребенком. Если он не признается, но вы понимаете, что проблема есть, не упорствуйте, будет только хуже. Наблюдайте.
Но не ждите. Немедленно бейте тревогу. Идите к классному руководителю и поделитесь с ним проблемой. Как правило, педагоги откликаются сразу и действовать начинают оперативно. Но если вдруг учитель не хочет вас слышать, идите дальше — школьный психолог, директор, контролирующие органы, полиция. Ни в коем случае не опускайте руки. Сражайтесь за своего ребенка.
Как было сказано, учителя обычно реагируют сразу. Далее действуйте сообща. Педагоги и психологи выполнят свою часть работы в школьном коллективе. Ваша задача — поддержать ребенка. И постоянно обменивайтесь информацией с учителем, корректируйте действия, если это необходимо.
Когда ребенка уже перестали травить, проблема еще не решена. Необходимо контролировать его психологическое состояние и следить, чтобы не случился рецидив.

Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектом насмешек и открытых издевательств. Это может быть одноразовый конфликт, который не повлечет трагических последствий, но который, конечно, необходимо пресечь. Гораздо страшнее, если издевательства систематические. Тогда это травля или, как часто сейчас говорят, булинг. Травля не прекратится сама по себе, не стоит думать, что дети “перерастут”. Это маловероятно. Скорее, привыкнут и жертвы, и “палачи”, и деструктивное поведение станет для них нормой жизни.

Травля, которой подвергается растущий человек в школе, накладывает неизгладимый отпечаток на всю жизнь, мешает построить семью, достичь профессиональных вершин, наладить отношения с людьми. Может быть и хуже. Ребенок совершит самоубийство или, доведенный до отчаяния, проявит агрессию по отношению к обидчикам. И речь идет не о драке, а об убийстве или даже массовом убийстве.

Не секрет, что многие школьники, зная о булинге, не рассказывают об этом взрослым и не вмешиваются в ситуацию. И для этого есть причины. Страх оказаться на месте жертвы, прослыть “стукачом”, равнодушие или уверенность, что так должно быть — с детьми нужно много говорить о том, как реагировать на подобные ситуации, здесь нужна работа и родителей, и психологов.

Поэтому очень важно, чтобы взрослые вовремя замечали признаки травли и сразу принимали меры. Понятно, что те, кто травит, сообщать об этом никому не будут. Но часто молчат и жертвы. Стыд, страх, убежденность, что никто не поможет — разные причины приводят к плачевным последствиям.
Как предотвратить травлю и как действовать, если она все-таки произошла — эта тема стала главной на расширенном заседании Комиссии по делам несовершеннолетних, в которой приняли участие врачи, сотрудники полиции и сферы образования.

Инспектор по делам несовершеннолетних Елена Сергеевна Лещенко напомнила, какие особенности в поведении детей должны насторожить педагога, какие бывают виды булинга и кто чаще всего становится жертвой.
Педагоги говорили о том, какие меры стоит принять, если выявлены случаи булинга, а главное, как их предотвратить. В образовательных учреждениях проводится регулярная работа по профилактике асоциального поведения в детских коллективах.

Но гораздо важнее, чтобы родители могли выявить признаки травли по поведению ребенка и знали, что в этом случае делать.

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий