ГлавнаяВеликой Победе посвящается

Кинохроника памяти

Кинохроника памяти
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

На экране телевизора статная, волевая девушка в военной форме раздает указания таким же юным, не по годам смелым летчицам. Не иначе, Ракобольская готовит своих “ночных ведьм” к очередному полету в тыл врага. Так и есть! И вот я уже прикована к телеэкрану, но не только потому, что фильм о войне, о героизме девушек, таких разных в личном — серьезных и хохотушек, нежных и суровых, и таких одинаковых в главном — желании воевать. Есть еще один повод всматриваться в лица актрис (для меня крайне неожиданный) — одну из главных ролей, саму Ирину Ракобольскую, играла подруга детства.

Ирина Ракобольская.
Ирина Ракобольская.

На одном из телеканалов шел короткометражный фильм “Случайный вальс” из цикла “Победа. Песни. Любовь”, рассказывающий о героях Великой Отечественной, на глазах которых творилась история двадцатого века. И это был не просто художественный фильм, в нем удивительным образом сочетались исторические факты, документальные свидетельства и хроники, авторитетные мнения военных экспертов и музыка — песни о простом человеческом счастье, любви и мире, которые помогали русскому человеку выстоять в боях с фашизмом. И так же гармонично в нем смотрелась девушка — исполнительница главной роли, кареглазая брюнетка, по счастливой случайности очень похожая на Ирину Ракобольскую. Почему по случайности? Да потому, что Алина Столярова — именно ее я с трепетом искала в каждом кадре — не профессиональная актриса и даже театральный кружок в детстве не посещала. Это я знала наверняка! Когда-то нас связывали не только общие друзья, девичьи интересы, долгие прогулки и подростковые перипетии, нас объединяло место — зеленый уголок в Тверской губернии, окруженный многочисленными зеркальными озерами, подаривший беззаботное яркое детство, верных друзей и лучшие моменты жизни, нас объединял родной, уютный городок — Озерный. Здесь мы обе родились, делали первые шаги, до безумия любили первых воспитателей, а потом и учителей, затем взрослели, умнели, ставили цели и, наконец, прощались — разлетались кто куда. Нет, конечно, мосты не жгли, связь держим, друг о друге все известно — социальные сети помогают. Но ведь там вся информация поверхностная, отлакированная: на показ только то, что нужно. А потому так неожиданно на экране было видеть знакомого человека. Да еще и в таком образе! К слову, форма ей к лицу, и в роль Алина вжилась отменно. Так как попала она на съемочную площадку, что чувствовала, “примеряя” на себя чужую судьбу? Ведь судьба не из простых…

Алина Столярова.
Алина Столярова.

“В октябре 1941 года немцы подходили к Москве. Москва словно замерла, с маскировочными рисунками на площадях, с противовоздушными “сосисками” в небе. В университете работали различные курсы: медицинских сестер и лыжников, пулеметчиков и радистов… Казалось невозможным в такое время учить историю, физику или математику. Нужно было быть в окопах на передовой…
Сотни девушек от 16 до 20 лет, никогда в жизни не прикасавшихся к плоскости самолета, не державших в руках оружия, пришли в армию… Среди них были студентки и ткачихи, воспитательницы детских садов и школьницы…” — уже после войны напишет в своих мемуарах Ирина Вячеславовна Ракобольская. А тогда она была среди девушек, желавших во что бы то ни стало попасть на фронт. “Я чувствую, что я иду единственно правильным путем, что здесь я делаю то, что должна делать… Это было наше общее чувство…”
В тот момент они не знали, что идут в авиацию, в авиагруппу №122, к прославленной летчице, герою СССР Марине Расковой, которая и создавала первый женский авиационный полк. На всех без исключения должностях — механики, летчики, санитарки, наземный состав, ремонтные бригады — должны были быть только девушки. “И началось упорное учение: классные занятия по 11 часов в день, включая морзянку и строевую подготовку, а по вечерам надо было готовиться к следующему дню. Дисциплина в части была очень жесткая”, — пишет Ирина Ракобольская.
Поначалу мало, кто воспринимал всерьез женский авиационный полк, а солдаты вермахта и вовсе называли их “кофемолки” и “швейные машинки”. От первых тренировочных полетов, которые для многих девушек стали тяжелым испытанием, прошло всего полгода до того момента, когда для врагов они стали самым страшным ночным кошмаром. От того и прозвали их “ночными ведьмами”. Легкий бомбардировщик
У-2 (позднее переименованный в По-2), на котором летали девчата, был совершенно бесшумным, а потому можно было на низкой высоте подойти в тыл врага и нанести самый точный удар. Девушки делали за ночь по 8-9 вылетов, а зимой, когда ночи становились длиннее, до 18. Однако самолет был деревянный, лишенный всякой защиты, и, если в него попадали снаряды, вспыхивал, как спичка… А так как девушки отказывались брать с собой парашюты и пулеметы для отражения атаки, предпочитая взамен им пару лишних бомб, горели в них заживо на глазах у своих подруг.

Съемки сцены, в которой главная героиня И. Ракобольская (А. Столярова) встречает боевых подруг с задания.
Съемки сцены, в которой главная героиня И. Ракобольская (А. Столярова) встречает боевых подруг с задания.

— Это была самая сложная сцена — сыграть, передать на камеру душераздирающую боль, когда Ракобольская будучи начальником штаба, встречая своих боевых подруг, смотрела, как они погибают в воздухе, — делится воспоминаниями о съемках Алина. — Важно было показать горечь потери, но без истерик. Честно, мурашки пробежали по всему телу, будто пережила этот момент, а потом охватил ужас — какое же страшное время было! Но я благодарна судьбе за эту возможность до глубины души прочувствовать всю боль утрат и лишений, стать маленькой частицей памяти о беспощадной войне.
И этот шанс одновременно прикоснуться и к кинематографу, о чем с детства, оказывается, мечтала Алина, и к трагическим событиям Великой Отечественной, что позволило еще глубже проникнуться чувством благодарности к каждому, кто воевал за свободу своего государства, представился действительно совершенно случайно. Подруга позвала сняться в массовых сценах в этом фильме. Но режиссеры сразу заметили внешнее сходство Алины с Ракобольской и предложили главную роль.
— Основная история “ночных ведьм” рассказывается самой Ириной Вячеславовной, я только изображала ее в молодости, — добавляет Алина. — Но я искренне старалась не переиграть и в движениях, и в эмоциях, я же знала — она потом будет смотреть и оценивать. А ведь ей эти моменты жизни очень дороги и, как мне казалось, нельзя было подвести!
Для Алины, девушки, выросшей в военном городке и не понаслышке знающей о таких качествах, как долг и патриотизм — с детства она видела статных подтянутых людей в военной форме, принимала участие в строевых маршах ко Дню Победы — сниматься в картине о Второй мировой войне было особенно трепетно.
— Да, этот фильм подарил мне больше, чем несколько дней увлекательных съемок, я будто побывала в прошлом, прожила мгновения военных будней, прикоснулась к истории, — рассказывает подруга. — А после с облегчением поняла — счастье, что не довелось жить в то время, ведь, вспоминая судьбы девушек, которые отчаянно шли в бой, жили мыслью о победе, размышляла: а смогла бы так же? Не могу сказать… Но знаю одно — благодарная память потомков о героях Великой Отечественной войны должна жить вечно!
Анастасия ИВАНОВА.

Народный