19 марта работники жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения отметили свой профессиональный праздник. Деятельность в сфере ЖКХ — одна из самых важных и значимых как для муниципалитета в целом, так и для каждого его жителя. Обеспечение населения теплом, водой и светом, решение вопросов стабильной и бесперебойной работы всего коммунального комплекса — непростая задача, и держится эта работа порой только на высоком профессиональном долге.
Для нас давно стали привычными коммунальные блага, и мы порой не задумываемся, какого труда стоит обеспечить стабильную работу большого разветвленного коммунального хозяйства. На плечах работников коммунальной сферы лежит огромный груз ответственности за жизнь всего Озерного.
Но так ли часто мы слышим слова благодарности в адрес управляющей компании, сотрудников дорожного предприятия, сантехников и дворников, не говоря уже о тех, кто ежечасно следит за работой котельных и водоснабжающего оборудования, тех, чья деятельность остается “за кадром”. Принято ругать всю сферу ЖКХ: за нечищеные дороги, холодные батареи, полные урны, наледь на крышах и скользкие тротуары. Но если на секунду задуматься, как работает сложнейшая коммунальная система, которая истоками уходит в семидесятые, в условиях жесточайшего финансового дефицита и некоторых обстоятельств, на которые невозможно повлиять, — низких тарифов и безответственности плательщиков, то окажется, что поводов для гордости нашими коммунальщиками — множество.
Сейчас сфера ЖКХ в Озерном представлена пятью предприятиями: МУП “Коммунальные системы ЗАТО Озерный”, ООО “УК Комсервис”, МУП “Дорсервис ЗАТО Озерный”, МУП “Водоресурс ЗАТО Озерный Тверской области”, а также Единой дежурной диспетчерской службой ЗАТО Озерный, координирующей поступающие заявки. Каждое учреждение — это большой и сложный механизм, обеспечивающий комфортные условия в домах, на придомовых территориях и дорогах.
Основным ресурсом, позволяющим человеку чувствовать себя комфортно, особенно в зимнее время, остается тепло. Мы не замечаем, когда тепло есть, но чувствуем понижение температуры даже на пару градусов. Наши магистральные сети строились в шестидесятые годы, перестраивались под увеличивающийся жилищный фонд и по-прежнему не позволяют теплоснабжающей компании с легким сердцем подходить к отопительному сезону. Ежегодно из местного и регионального бюджетов выделяются денежные средства на капитальный ремонт тепловых сетей, в особенности сложных и испытывающих большую нагрузку участков. И в этом году у нас не было серьезных аварий, из-за которых дома или учреждения остались бы без отопления. Конечно, проблема локальных порывов остается, но они своевременно устраняются.
В 2022 году ремонтной группой было устранено 56 порывов. Зачастую жители даже не успевают почувствовать изменения. Татьяна Арсентьевна Афанасьева, директор “Коммунальных систем” отмечает, что в основном благодаря профессионализму работников предприятия, а также поддержке и пониманию администрации муниципалитета каждый год Озерный получает паспорт готовности к зиме одним из первых.
Сейчас в зоне ответственности предприятия более 40 километров сетей теплоснабжения и 22,5 километра труб горячего водоснабжения. В 2020 году на помощь построенной еще в 1961 году газомазутной котельной (газовые котлоагрегаты были введены в эксплуатацию в 1972 году) пришла блочно-модульная, позволившая не только разгрузить “старшую” котельную, но и в летнее время предоставить больше времени на обслуживание котлоагрегатов.
— Специалисты, которые трудятся на этих предприятиях, — самые энергичные люди, — уверена Татьяна Арсентьевна, — они обеспечивают надежное бесперебойное энергоснабжение своих потребителей̆, потому как научились проявлять настойчивость, инициативу и профессионализм в любую погоду, в будни и праздники.
Ресурсоснабжающая компания “отдает тепло” в дом, и далее начинается зона ответственности управляющей компании. Самой большой проблемой здесь остаются работы, которые необходимо выполнять, но которые не предусмотрены проектами домов, да и само качество закупаемых материалов заметно снизилось. Вдобавок жильцы стали устанавливать в своих квартирах новые батареи, думая, что они лучше, чем чугунные. Но, как показывает практика, это совсем не так. И проблема в основном даже не в качестве этих радиаторов — его практически невозможно проконтролировать, сколько в установке, для которой нанимают сантехников без знаний устройства общедомовой сети. В итоге батареи устанавливаются не по правилам, что обязательно становится проблемой не только конкретной квартиры, но и всего подъезда.
Но комфорт — это не только про тепло. Управляющая компания, по большому счету, отвечает за полный спектр создания условий для проживания. Это и чистые подъезды, и ухоженная придомовая территория, и очистка крыш от наледи и снега, и даже какие-то мелочи вроде лампочек на лестничных площадках и сломанных почтовых ящиков, а еще ремонт фасадов зданий, отмосток, окон и дверей в подъездах. Необходимо также поддерживать чистоту в подвальных и чердачных помещениях многоквартирных домов. Просто огромный пласт работ по содержанию жилищного фонда. Фонда, жилые помещения которого, к сожалению, через один требуют уже не косметического, а капитального ремонта. Ежегодно ремонтируются кровли, которые по изначальному проекту не утеплены, и зимой все равно теряют герметичность из-за перепадов температур. Меняются стояки отопления, ГВС, канализации. Заделываются межпанельные швы, меняются вводные автоматы. Ремонтируются входные группы подъездов, проводится косметический ремонт подъездов. Растет не только объем ежегодных работ, ведь жилищный фонд не становится новее. Растут, к огромному сожалению, и долги квартиросъемщиков.
Ежемесячно специально созданная комиссия при администрации ЗАТО Озерный вызывает злостных неплательщиков “на ковер”. Ее работу можно назвать успешной — задолженностей становится меньше. Но по-прежнему ресурсоснабжающие и обслуживающие организации мало защищены от неисполнения обязанностей по платежам граждан. А ведь отсутствие финансовых ресурсов у одного звена коммунального комплекса здорово замедляет работу всей системы. На балансе УК “Комсервис” по-прежнему нет малой или механической техники, которая бы заметно упростила очень тяжелый труд дворников, по старинке работающих колунами и метлами, таская сани с ведрами, полными песка, очищая одной лопатой огромные придомовые территории. Хотели бы мы все улучшить работу по содержанию домов и дворов? Однозначно — да! Готовы ли мы исполнять свою часть “сделки”? Не всегда.
В нашем муниципалитете выстроена одна из лучших водоснабжающих систем. Немногие города с развитыми и современными системами очистки воды могут похвастаться тем, что воду можно пить без дополнительной фильтрации или кипячения. МУП “Водоресурс”, повидавший на своем веку большие финансовые кризисы, остается верным главной традиции — строжайше соблюдать качественные характеристики основного источника жизни — воды. До 2000 года вода напрямую подавалась из скважин в емкость, а уже оттуда — населению. Из-за высокого содержания железа в воде на прочистку магистралей приходилось тратить по месяцу. После ввода станции очистки и обезжелезивания воды все регламентные работы не занимают и недели, а большинство жителей Озерного вообще не замечает изменений в работе подачи воды или ее вкусе и потребительских свойствах. Сейчас же основная работа ведется в сторону улучшения энергоэффективности предприятия, которое имеет огромные задолженности перед ресурсниками.
Может показаться, что мы слишком много говорим о долгах жилищно-коммунального комплекса, но их деятельность не может держаться лишь на одном профессиональном долге сотрудников. Невозможно починить технику без запчастей, запустить сетевой насос без электричества, в конце концов, залатать дырявые трубы одним энтузиазмом. За три недели сильных снегопадов “Дорсервис” израсходовал полторы тонны дизельного топлива. Работы по очистке дорог и вывозу снега не прекращались, но такая загрузка и отсутствие большого ресурса по технике не позволили в полной мере помочь другим коммунальщикам, дворы очищались живой силой с лопатами и скребками. С января по март дорожники вывезли 5000 кубометров снега. А если бы вся техника была исправна, эта цифра была бы еще больше. Но, к сожалению, время не щадит никого. И это касается не только техники. Уходят ценнейшие работники. Пускай и принято говорить о том, что незаменимых людей не бывает, в такой сложной и ответственной сфере, как жилищно-коммунальное хозяйство каждый сотрудник бесконечно ценится. Дорожные рабочие, сантехники, дворники — профессии не престижные и малооплачиваемые. Зачастую на работу идут люди предпенсионного возраста, которым, помимо тяжелой работы, приходится терпеть хамство нетерпеливых граждан.
И все-таки этот материал нельзя заканчивать на минорной ноте, впереди — праздник тех людей, для которых трудолюбие, высокая самоотдача и добросовестное отношение к делу — не пустые слова. На плечах наших коммунальщиков — “Комсервиса”, “Коммунальных систем”, “Дорсервиса”, “Водоресурса” и ЕДДС лежит огромный груз ответственности, и они продолжают решать наши проблемы, делать нашу жизнь лучше. Сейчас с уверенностью можно сказать, что отопительный сезон прошел без сбоев, срывов и аварий, и за это им огромное спасибо!
Многие работники ЖКХ встретят этот праздник на рабочем месте. Такова специфика профессии — постоянно быть на посту, обеспечивать тепло и уют в детских садах, школах, больнице и жилых домах. И особую благодарность мы хотели бы выразить ветеранам сферы жилищно-коммунального хозяйства, которые продолжают передавать свой опыт и делиться знаниями с молодым поколением.
(фото автора)