ГлавнаяНовости

Общение — без границ

Общение — без границ
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email
На фото. На все мероприятия и праздники семья Максимовых отправляется вместе.

Вероника билась в истерике. Падая посреди улицы на землю, она истошно кричала и сопротивлялась. Прохожие надменно смотрели на мать, которая никак не могла успокоить свое дитя, а некоторые, качая головой, делали замечания неуемному ребенку.

Это был самый тяжелый период в жизни семьи Максимовых. Такие истерики были регулярными. “Тогда я еще не понимала, что мне просто надо принять своего ребенка таким, какой он есть, принять его болезнь, принять общество, которое, к сожалению, бывает очень жестоко, — вспоминает Людмила Александровна Максимова. — А главное — постараться сделать так, чтобы Вероника полностью социализировалась”.
Это сегодня 10-летнюю Никушу, так ласково называют ее в семье, можно увидеть в школе среди сверстников улыбающейся и общающейся с окружающими. А ведь когда-то она практически не выходила из дома, а жизнь ее семьи была невыносимой.
— Несколько лет мы не общались с друзьями и знакомыми, не приглашали к себе в дом гостей и сами ни к кому не ходили, жили, словно затворники своей беды, — рассказывает Людмила Александровна.
В 2,5 года у младшей дочери Александра и Людмилы Максимовых начались сильные головные боли, терпеть которые ребенок не мог. “Вероника впадала в истерики, билась головой о пол и кричала так, что мы с ума сходили от безысходности, ведь помочь ничем не могли”, — вспоминает Людмила Александровна. Как оказалось, в процессе сложных родов в головном мозге малышки произошли необратимые процессы, последствия которых стали проявляться по мере взросления ребенка.

Общение с дельфинами благоприятно повлияло на развитие Ники. Такой счастливой и спокойной она не была никогда.
Общение с дельфинами благоприятно повлияло на развитие Ники.
Такой счастливой и спокойной она не была никогда.

— Конечно, как медик, а главное — как мать, которая находится со своим ребенком круглые сутки, с самых первых дней жизни Ники я понимала, что она развивается иначе, немного отстает от сверстников, — делится собеседница. — А потому сразу стала бить тревогу. Мы неоднократно обращались в различные медицинские учреждения, но врачи успокаивали и говорили, что все хорошо.
Но, к сожалению, материнское сердце не ошиблось. И уже к трем годам родители вместе с дочкой объездили множество клиник и врачей в поисках ответа на главный вопрос: “Как помочь своему ребенку?”.
— Помимо того, что мы постоянно лежали в больницах Твери, Санкт-Петербурга, Москвы, где врачи пытались облегчить состояние Ники, я самостоятельно изучала литературу, подбирала всевозможные методики лечения, отучилась на курсах массажа, в общем, полностью погрузилась в процесс лечения и реабилитации дочки, — рассказывает Людмила. — Но при этом я все сильнее отгораживалась от окружающих. Мне казалось, общество не готово принимать людей, не похожих на остальных, с отклонениями в развитии. Что говорить, я и сама долго не считала своего ребенка инвалидом, а потому до 4,5 лет не оформляла пенсию по инвалидности. Мне казалось, я сама со всем справлюсь.
Но, как и любому человеку, Веронике необходимо было общение с окружающими, со сверстниками.
— Ребенок с особенностями в развитии — прежде всего ребенок, поэтому для него не просто важно, а необходимо общение с окружающим миром, — поясняет педагог Центра развития творчества детей и юношества, руководитель инклюзивной группы Елена Тихонова. — Одна из основных ошибок родителей в воспитании детей-инвалидов — ограничение ребенка в контактировании с другими детьми. Однако навыки социального общения человека, которые помогут ему во взрослой жизни, закладываются именно в детстве. Эти навыки особенно важны для ребенка с ограниченными возможностями, ведь ему, как правило, будет намного труднее, чем остальным, общаться и налаживать контакты с этим миром.
И однажды мама Ники это поняла. Девочка пошла в садик. И постепенно замкнутая и необщительная Вероника стала подпускать к себе незнакомых людей, стала раскрываться.
— Конечно, мы продолжали лечение — посещали остеопата, прошли курс магнитотерапии и дельфинотерапии, после которых Никушка стала более спокойной в эмоциональном плане, — продолжает Людмила. — Но нельзя переоценить то влияние, которое оказали на нашего ребенка окружающие люди — педагоги, сверстники и друзья.
Мгновенно спало напряжение и в семье. Родные люди наконец-то расслабились и приняли ситуацию такой, какая она есть. Больше не было страха, что кто-то искоса посмотрит на их ребенка, что Ника так и останется затворником своей болезни. А еще они приняли решение — стать родителями в третий раз. Признаются, было страшно, были сомнения. Но врачи и психологи в один голос говорили, что рождение еще одного ребенка благотворно скажется на обстановке в семье, да и на развитии Вероники. А вот как, родители поняли позже: вместе с младшим братом Ника еще раз проходит все этапы взросления, что помогает ей наверстать упущенное.

Виолетта и ее одноклассница Елизавета с ребятами из коррекционного класса, для которых они стали верными друзьями.
Виолетта и ее одноклассница Елизавета с ребятами из коррекционного класса, для которых они стали верными друзьями.

— Несмотря на проблемы со здоровьем, у нашей девочки очень хорошая память, она научилась технике глобального чтения, владеет компьютером и очень хорошо рисует, — рассказывает Людмила и обращает наше внимание на красивую картину, которая висит на стене в их доме. — А главное — сегодня у нашей девочки есть друзья, есть желание ходить на занятия в реабилитационный центр и в школу.
Вот-вот после долгих каникул Ника наденет белые банты и с удовольствием отправится на занятия в школу. Несмотря на то, что лето нашей героини было наполнено событиями и эмоциями — отдых в деревне, посещение пришкольного лагеря, а еще папа-военнослужащий постоянно брал ее на массовые мероприятия и праздники, которые проходили в дивизии, Вероника все же соскучилась по школьным друзьям.
— Мы рады, что на базе первой школы создан коррекционный класс, который посещают дети с особенностями в развитии, ведь на переменах Ника общается и с обычными детьми, а они, в свою очередь, принимают ее дружелюбно, помогают и поддерживают, — рассказывает старшая сестра Вероники Виолетта. — Я как волонтер часто прихожу на занятия в коррекционный класс и вижу, насколько важны для моей сестры игры и разговоры со сверстниками.
Сестра Ники как никто другой знает, насколько необходима людям с инвалидностью поддержка окружающих. На ее глазах замкнутая и полностью закрытая для посторонних сестренка постепенно менялась и открывалась обществу. В этом огромная заслуга и Виолетты, которая всегда рядом. Заботливая старшая сестра была и остается для нее своеобразным мостиком на пути в большой мир. Впрочем, как и для остальных воспитанников коррекционного класса. Несмотря на свой юный возраст — девочка перешла в десятый класс, она уже несколько лет активно занимается волонтерством, а потому частый гость в начальной школе, где проходят занятия с особенными ребятами.
— Вместе с одноклассницей мы устраиваем разные викторины и мероприятия для ребят с ограниченными возможностями, а иногда просто играем с ними, в общем, стараемся делать все, что от нас зависит, — рассказывает Виолетта. — Конечно, быть волонтером непросто. Во-первых, надо найти время, которое ты готов дарить другим людям. Во-вторых, обладать определенными навыками и знаниями. Но главное даже не это, главное — желание.
И оно у старшеклассницы есть. А еще у Виолетты есть желание делиться этими знаниями и навыками, которые она закрепила, пройдя обучение в школе “Доброволец Верхневольжья”. Девочка постоянно рассказывает сверстникам о своей деятельности, предлагает им присоединиться к волонтерскому движению. И у нее это получается. По инициативе Виолетты в школе №1 Озерного создан волонтерский отряд, в который вошли десятки школьников. Они работают в разных направлениях, в том числе, помогают и поддерживают детей с особенностями в развитии, активно общаются с ними.
И ведь подобное общение важно не только для ребят с ограниченными возможностями. Для здоровых детей оно является колоссальным источником нравственного воспитания, они начинают понимать, что дети-инвалиды — такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать, защищать. Таким образом и формируется общество без границ. Когда приняв и поняв друг друга, как это сделали в семье Ники, мы создаем жизнь, в которой неограниченные возможности у всех.
Анастасия ИВАНОВА

Народный