Осторожно, мошенники!

Справка по фактам мошеннических действий, совершенных с использованием средств сотовой связи и ресурсов сети Интернет

В 2016 году в производстве следственных подразделений области находилось 1038 уголовных дел о хищениях, совершенных с использованием средств сотовой связи. По 782 из указанных уголовных дел производство предварительного следствия приостановлено в связи с неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых.  В суд направлено 7 уголовных дел о 64 преступлениях в отношении 14 лиц.

В настоящее время самыми распространенными схемами совершения мошенничеств остаются следующие:

«Ваша банковская карта заблокирована»

Для совершения мошенничества по обозначенной схеме, злоумышленник рассылает СМС-сообщения на абонентские номера граждан, от имени службы безопасности банка о якобы заблокированной банковской карте. В сообщении, кроме текста о блокировке карты, может быть указана информация о якобы успешной проведенной операции по списанию денежных средств, а так же заявке о их списании. В сообщениях всегда указывается контактный абонентский номер для обратной связи, при чем в большинстве случаев первые цифры номеров начинаются на 900, который дает ошибочную уверенность потерпевшему в том, что это сервисный номер. В процессе звонка у потерпевшего происходит беседа с мнимым сотрудником службы безопасности банка, который в свою очередь поясняет, что произошел сбой системы, и ряд банковских карт заблокирован. Для устранения неполадок мошенник, введя потерпевшего в заблуждение относительно правильности выполняемых рекомендаций, предлагает ему при помощи банкомата произвести ряд операций, а  именно те, которые приводят к подключению услуги «Мобильный банк» или получают доступ к операциям по карте потерпевшего с помощью так называемой Интернет услуги «Интернет банк» («Сбербанк Онлайн»), затем разговор сразу заканчивается. После этого мошенник осуществляет перевод денежных имеющихся на карте средств на абонентский номер, который сам же потерпевший подключил к услуге «Мобильный банк». В случае использования услуги «Интернет Банк» («Сбербанк  Онлайн») злоумышленник осуществляет перевод денежных средств с карты потерпевшего через сеть Интернет, используя полученные обманом регистрационные данные (логин и пароль), отраженные на фискальном чеке. Кроме денежных средств, находящихся на банковской карте потерпевшего, преступники получают доступ ко всем его счетам и похищают все находящиеся на них денежные средства.

«Ваш родственник попал в беду»

При совершении мошенничеств по данной схеме преступники находят потерпевших путем случайного набора номеров домашних и сотовых телефонов. В ходе разговора представляются от имени родственников, либо сотрудников правоохранительных органов, сообщая заведомо ложную информацию о том, что их родные совершили преступление (как правило, это хранение наркотиков, ДТП со смертельным исходом, нанесение телесных повреждений и другие), при этом выясняя необходимые данные самого потерпевшего и его родственника, предлагая вариант о не привлечении к ответственности за определенную сумму денежных средств. Денежными средствами мошенники завладевают следующими способами: через терминалы оплаты — путем пополнения абонентских счетов, путем денежных переводов через отделения банков, а также путем личного принятия, либо передачи через привлекаемых ими лиц, которыми зачастую выступают неосведомленные об их преступных планах водители такси, а также лица, нанятые в качестве курьеров через сеть Интернет. В таких случаях обману чаще всего подвергаются лица преклонного возраста.

Наряду с указанными способами совершения преступлений данной категории в последнее время получили распространение мошенничества, совершенные с использованием ресурсов сети Интернет:

«Приобретение товара через сеть Интернет»

Мошенники размещают на официальных Интернет-сайтах объявления о продаже автомобиля, недвижимости и другого имущества по заниженной цене, ссылаясь на объективные причины указанной цены, приводят описание продаваемого товара и контактный абонентский номер. В ходе разговора между потерпевшим и неизвестным оговариваются условия расчета за продаваемый товар,  при этом неизвестный просит предоплату и сообщает расчетный счет, на который необходимо перевести денежные средства, зачастую предоставляя потерпевшему посредством электронной почты подделанные в графическом редакторе документы на автомобиль и другое имущество, копии иных документов, расписки о получении денежных средств, якобы для подтверждения проведения сделки. После перевода денежных средств используемый мошенником абонентский номер отключается.

«Внесение предоплаты за приобретаемый товар, автомобиль, недвижимость»

В данном случае объявления о продаже какого-либо имущества, либо недвижимости размещаются в сети Интернет самим потерпевшим. После этого злоумышленник связывается с продавцом, сообщает, что готов приобрести продаваемое имущество и желает внести продавцу предоплату на банковский счет. Далее мошенник получает от потерпевшего информацию о реквизитах его банковской карты (номер карты, срок её действия, трехзначный CVC/CVV-код, указанный на ее оборотной стороне), а так же коды для осуществления операции по получению логина и пароля системы Интернет-банка (например, «Сбербанк Онлайн»), при этом сообщая потерпевшему, что указанные коды необходимы ему для осуществления перевода денежных средств. После получения данной информации злоумышленник через систему Интернет-банка самостоятельно осуществляет перевод денежных средств со всех счетов, имеющихся у потерпевшего, или переподключает к банковской карте потерпевшего другой абонентский номер, с помощью которого в последующем переводит денежные средства на другую банковскую карту или счет абонентского номера.

Кроме указанных случаев граждане нередко становятся жертвами мошенников, приобретая товар на непроверенных ресурсах в сети Интернет, а так же у частных лиц, предлагающих приобрести различный товар в социальных сетях.

Несанкционированный доступ к аккаунтам в социальных сетях

Последнее время часть преступлений стали совершаться путем несанкционированного доступа к аккаунтам (страницам) в различных социальных сетях Интернет (ВКонтакте, Одноклассники и др.). После получения доступа злоумышленники делают массовую рассылку коротких сообщений знакомым лица, чья страница была «взломана», в которых просят одолжить небольшую сумму денег (от 1,5 до 5 тыс. рублей). Деньги предлагают перечислись на банковскую карту или абонентский номер. В некоторых случаях преступники тщательно изучают личность лица, чей аккаунт подвергся «взлому», и при общении с потенциальными потерпевшими легко используют полученную информацию, например о месте жительства, родственниках, работе, увлечениях и т.д.

Чтобы не стать жертвой «телефонных мошенников» следует соблюдать простые правила безопасности:

— не осуществлять операций по переводу денежных средств на чужие счета и телефонные номера;
— не сообщать незнакомым людям свои банковские реквизиты, коды, поступающие через мобильные банковские приложения, паспортные данные и иную конфиденциальную информацию. Следует помнить, что сотрудники банков, кредитных организаций, и Интернет-магазинов не спрашивают у своих клиентов пин-коды пластиковых карт, коды подтверждения операций, и не будут советовать перевести денежные средства на какой-либо расчетный счет или абонентский номер;
— не распространять в сети Интернет личную информацию о себе и своих близких;
— использовать для совершения покупок в сети Интернет только проверенные магазины и ресурсы.

УМВД России по Тверской области

Народный

Поделиться записью

Комментировать запись