Прикоснуться к особому миру

Прикоснуться к особому миру

Как понять — узнал ты меня или нет, как узнать — слышишь ли ты то, что я твержу тебе в десятый раз? Иногда нужно закрыть глаза и смотреть сердцем… Зорко одно лишь сердце, понимаете?

Рыжик

Руслану 12 лет. Учителя в школе с любовью называют его Рыжик. Так когда-то назвала его первая учительница, всем понравилось, и его до сих пор так и зовут между собой. Его светлая-светлая кожа очень оттеняет медно-золотые солнечные волосы — добрый улыбчивый мальчик с диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС).
— В свои годы он не может произнести ни единого слова, а лишь звуки, которые понятны только ему и иногда его родителям. Это затрудняет общение незнакомых с ним людей, — делится Виктория Юрьевна Порческо, педагог Руслана. — Но как только познакомишься с ним поближе, начинаешь его понимать. Возможно, потому, что Руслан пронзительно смотрит в глаза человеку, который с ним взаимодействует, и в этот момент кажется, будто он видит больше, чем можно себе представить. Исключения бывают тогда, когда ребенок “уходит в себя”, погружается в свой мир, который до сих пор является загадкой для нас.

Он очень любит “Ладушки”!

Я познакомилась с Русланом на очередном занятии с педагогом-психологом средней школы №1, которые он посещает четыре раза в неделю. Мне разрешили понаблюдать за тем, как проходит процесс обучения таких — особенных — ребят.
Обычно занятия Руслана делятся на две части. Первая — это задания, которые выполняются за письменным столом. Мальчик очень старался сжимать и разжимать резиновый мячик, держа его в одной руке, но, к сожалению, пока у него не очень хорошо это получается. Зато сделать это же упражнение, но двумя руками — гораздо проще. После удачного выполнения упражнения учитель хвалит ребенка. “Похвала — лучшая награда для детей”, — говорит педагог-психолог МБОУ СОШ №1 Виктория Юрьевна Порческо. А еще я заметила, что Руслан постоянно раскачивался на стуле. Оказалось, что только так он может осознать себя в пространстве, понять, что происходит вокруг него.
А еще в свои 12 лет Руслан не знает названий цветов и геометрических фигур. И, чтобы эти знания появились в его голове, педагог много-много раз повторяет одно и тоже слово, много раз кладет одну и ту же фигуру перед Русиком. Это второе упражнение. “Если делать свое дело с душой и верить всем сердцем, результат не заставит себя долго ждать. Он когда-то сделает это сам и не ошибется, ведь наш ученик уже легко различает правую и левую руки. Руслан очень старается, у него все получится!” — говорит педагог.
Пришло время игр. К сожалению, и здесь у Русика есть масса сложностей, ведь для того чтобы выполнить упражнение, которое для обычного ребенка является повседневным, дается ему с первого раза, Руслану требуется приложить огромные усилия. Например, задание, в котором нужно простоять на одной ноге несколько секунд и не потерять равновесие. Руслану не удалось его выполнить ни с первого раза, ни со второго. Но он продолжал трудиться, и у него получилось. Представляете, получилось! Педагог хвалит мальчика, Русик улыбается. Видно, что он доволен. После этого — игра в “Ладушки”. Оказывается, он очень любит эту игру и хлопает в ладоши с большим удовольствием. Вдруг мальчик ложится на пуфик, наверное, устал. Лежит минуты три. Потом, набравшись сил, он уже готов к следующей игре — в мяч. Кидать мячик у него пока получается лучше, чем ловить. Но ни педагог, ни Руслан не унывают. Им еще предстоит многому учиться друг у друга.

Сердцем, именно сердцем!

Мы очень мало знаем о таких детях… они, как из другого измерения, другой Вселенной. Но они живут здесь, среди нас, в мире людей без особенностей, и мы тоже все разные. Прикоснуться к особому миру, к особому ребенку просто необходимо, в голове все как-то сразу встает на свои места. Ты по-другому начинаешь смотреть на многие вещи. Не глазами! Сердцем, именно сердцем…
Анна Гусева

Народный

Поделиться записью

Комментировать запись