Год учителя — 2010

А что если школа?

Еще немного — поезд тронется. И вот она, новая неведомая жизнь. «Наташа, куда же ты будешь поступать? – провожая дочь поинтересовался отец. — «Не знаю. Там посмотрю».

В Москву! В Москву!

Каждое утро приносило новые сомнения: кем же быть? Позади английская спецшкола, математическая, музыкальная. Но интересно было все. Да и «наследственность» диктовала свои требования: в семье потомственных инженеров гуманитариям не место, — считал отец. Первый выбор — геофак — не вмешайся случай, мог бы дать неплохие результаты. Но столичный мегаполис отнимал много времени: на решающий экзамен его попросту не хватило. Можно было бы исправить досадное опоздание, ведь два испытания уже пройдены на «отлично», но Наталья на радость родителям решила поступать в Московский институт электронной техники. Так во время летней практики вожатой в пионерском лагере и состоялась первая встреча с будущей профессией.
«А что, если школа?» — определившись с мучительным выбором, Наталья от слов перешла к делу. Войдя в стены Московского педагогического государственного университета им. Ленина молодая студентка сразу поняла: «мое». Но дальнейшая учеба своей размеренностью, ограничивающей творческие порывы, загасила желание. Получая диплом, она была уверена: «ноги моей в школе не будет!». Впереди были манящие перспективы работы переводчиком, поездки за границу, заманчивые предложения.

Желтые листья

«Желтые листья – как сигнал светофора: «Ждите перемен!». Я иду за желтыми листьями сентября, как за маяками, манящими меня в удивительный мир школьной жизни. Школьный двор… Крыльцо… Я поднимаюсь по ступенькам своей школы и успеваю разглядеть знакомые лица пятиклассников. Некоторых своих учеников угадываю интуитивно, со спины. Боже, как изменились! Как важно узнать каждого ученика, постараться понять и найти в нем именно те струны, которые зазвучат единственной неповторимой мелодией». Так трогательно о своей профессии сегодня отзывается «Педагог года-2010», учитель английского языка средней школы№1 Наталья Масячина.
Английский! Такой, казалось бы, строгий предмет. Емкие слова, на каждое из которых щедрый русский найдет массу вариантов, чопорная грамматика, где все по полочкам – никакой свободы! Как-то не складывалось у меня это с образом Натальи Юрьевны. Думаю, не у меня одной. Первое впечатление возникло мгновенно: на последнем звонке ее выступление поразило искренностью, музыкальностью, артистичностью, неформальностью, творчеством – и со временем только подтвердилось. Ладно, концерт — даже на открытом уроке Масячиной (на серьезную тему!) гости ожидают, что где-то, как рояль в кустах, притаилась гитара.
Детская страсть к кино, музыке позволяла ей на сцене чувствовать себя в своей стихии. На уроке же – как на сцене, где обычная для многих работа превращается в увлекательное путешествие по странам, континентам, в диалог культур и цивилизаций. О морали, нравственности, патриотизме, обществе, государстве, искусстве — обо всем — международный язык не знает границ. В этом день ото дня убеждаются ученики Натальи Юрьевны и трое собственных детей. Интерес, хорошая подача материала, уверенные знания и опыт педагога позволяют ее ученикам быстрее и лучше осваивать чужой язык. Есть и блестящие результаты. С особой гордостью Наталья Юрьевна отзывается о выпускниках, успешно подтвердивших полученные знания при поступлении в престижные вузы страны.

Летающий дом

«Никто не знает, что мой дом летает. / В нем орущие дети и плачущий пес…» – так смело на «Педагоге года» звучали бардовские строки в исполнении учителя. Жизнь вдали от большого города и его возможностей, особого ритма и атмосферы с удвоенной силой побуждала творить, парить над обыденностью. Как героиня из «Летающего дома», она вот взяла и взлетела, да не одна, а со всем своим «домом», с «пробуждениями по будильнику, суматошными завтраками с привкусом школьной суеты уроков, консультаций, родительских собраний, нерешенных проблем, недописанных планов, незаполненных журналов».
Юлия МИШИНА.


 

Все они — мои, родные

podkolzinaЕвгения Павловна с детства мечтала стать педагогом, но однажды оказалась перед выбором — учитель или воспитатель? Долго не раздумывала: «Воспитатель, — решила она. — С тех пор воспитываю всю жизнь — малышей, подростков, горе-родителей, которым нередко не хватает сил растить своих детей…”.
Первым местом ее работы стал детский сад в Нижнем Тагиле. Затем в 1977-м пришлось переехать на Байконур. Кипучая натура этой энергичной женщины не давала ей сидеть без дела – вскоре ее порекомендовали на должность методиста, а затем и заведующей детским садом. А когда началось строительство нового дошкольного учреждения, ей предложили принять новостройку. Огромный «терем», способный разместить малышей из 12 групп, Евгения Павловна называла своим “детищем”: «Вместе с несколькими педагогами-энтузиастами, которые и стали впоследствии работниками ясли-сада, мы создали самый красивый и уютный дом для дошколят. Шторы шили вручную, украшали, как могли, чтобы пришедшие малыши чувствовали, что их здесь ждали». Отзывчивый руководитель, Евгения Павловна не оставалась безучастной к проблемам сотрудников и вверенного ей небольшого “хозяйства”. До сих пор Евгения Павловна вспоминает детский сад №21 с теплотой и любовью.
По воле судьбы в 1989 году переехала с семьей в Озерный — и сразу на поиски работы. А устроиться, в том числе и в садик, было сложно: «Я пошла наудачу», — рассказывает Евгения Павловна. Но после собеседования с заведующей «Сказки» В.А. Федоровой меня приняли туда воспитателем. Было очень уютно там работать. Коллектив «Сказки» поистине был сказочным: добрые, душевные педагоги Л.И. Ефремова, Н.П. Соколова, Г.Д. Малявко, Т.К. Запащикова – с ними связаны самые теплые воспоминания». А через год Евгении Павловне Подколзиной предложили работу методиста по дошкольному образованию в администрации ЗАТО. «Я щедро делилась своими знаниями и опытом работы с коллегами, педагогическими коллективами дошкольных учреждений — я видела, что они творчески подходили к любому делу, с энтузиазмом воспринимали все новое, интересное. Мы все находились в творческом поиске. Такая работа приносила удовольствие».
Евгении Павловне не довелось в свое время получить высшее образование, но окружающие ее педагоги всегда отмечали ее профессионализм, трудолюбие, упорство и добросовестное отношение к работе — а все потому, что она занималась любимым делом. Однако, имея солидный трудовой и личный опыт, уже бабушкой(!) решилась-таки — и стала квалифицированным юристом. Эти знания пригодились в попечительской деятельности, о которой Евгения Павловна вспоминает с трепетом и болью: «В моей жизни появился новый фронт работ…поистине — «фронт»…». Став ведущим специалистом по охране прав детства, ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Евгении Павловне по долгу службы пришлось многого насмотреться. Когда она рассказывает об этом, в ее глазах застывают слезы. «Тяжело было видеть, как женщине оказывались не нужны ее собственные дети. На какие только уловки мы не шли, чтобы спасти малышей от их собственных безалаберных матерей». Все знали ее адрес и номер телефона – верили: в помощи не откажет. Труднее всего давалось решение о размещении ребенка в детский дом. Евгению Павловну мучили сомнения: «А правильно ли мы поступаем, отнимая ребенка от той, что его родила?». Но, встретив однажды девочку-воспитанницу детского дома, которую несколько лет назад так же пришлось оторвать от «родных», мало интересующихся ее жизнью, она почувствовала большое облегчение, услышав в ответ: » А что, было бы лучше голодать и не знать, попаду ли я сегодня или завтра домой? Нет, в детдоме я получила свою долю любви и ласки, которой, возможно, мне никогда бы не досталось от «своих». И благодарна Вам за то, что у меня был свой дом, семья, где за меня беспокоились, где мной занимались».
Такие простые «спасибо» не были редкостью в судьбе Евгении Павловны, ведь она помогала, как могла, всем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. И отрадно было видеть, как оступившиеся вставали на путь исправления, бросали пить, наводили в своей жизни порядок. «Но без участия инспекторов ОВД по делам несовершеннолетних О.В. Кузьминой, Е.С. Копарь и сотрудников горбольницы, не раз собиравших вещи для оставшихся без ночлега детей, без активного участия в судьбе подростков заместителей директора по воспитательной работе Н.Е. Терентьевой, С.В. Капитоновой я бы не справилась. Самая высокая оценка твоей работы — в словах благодарности детей, которым когда-то ты помог встать на правильный путь. Значит, все старания — не зря…». Многие из этих детей сейчас сами родители. Завидя Евгению Павловну издали, они кричат ей «Здравствуйте!». Кто-то звонит, поздравляя с праздниками, с днем рождения.
«Мне повезло работать в дружном коллективе единомышленников: с И.А. Алмазовой, Н.П. Тимошковой, Т.П. Максимовой, Е.П. Шитиковой. Как говорят мои сослуживцы: «Далеко не каждый человек может разделить чужую боль, не каждый обладает даром сопереживания, этот труд требует самых высоких человеческих и профессиональных качеств». Почетный работник общего образования Российской Федерации, ветеран труда – сегодня Евгения Павловна на заслуженном отдыхе, но продолжает активно работать во благо общественности. Недавние выборы она провела в должности секретаря Территориально-избирательной комиссии, а до этого была и агитатором, и наблюдателем. ”Что поделать – не могу я без дела, — смеется она. – У меня и дача есть, а вечерами я шью и вышиваю”.
Евгения Павловна – счастливая мать троих детей и бабушка пятерых внучек. Старший сын Алексей, окончив Кронштадтское мореходное училище, был направлен для прохождения дальнейшей службы в Мурманск, но сейчас он живет со своей семьей в Выползово — перебрался поближе к матери. И второй сын Олег, после Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища распределенный в военный городок Власиху Московской области, теперь тоже живет неподалеку — в Твери. Дочь Елена работает юристом в Бологое. Своих детей она называет “Моя академия” — в любви и заботе друг о друге растила их, дарила им накопленный опыт, знания. И “чужих” чужими не считала. Про ее подопечных коллеги говорили: “Ну, что с твоими делать будем?”. Так и вышло: яркие воспоминания “воспитателя по призванию и по жизни” Евгении Павловны Подколзиной, грустные и светлые, связаны с детьми – с родными, со “своими”…
Ксения МАКСИМОВА.


 

Любовь учеников — моя награда

В Озерный Александр приехал с конкретной целью: он хотел увидеть свою любимую учительницу. Но как найти ее? В школе она уже не работает, на пенсии, адрес неизвестен. Да и знакомых за 15 лет в городке почти не осталось. Александр обратился с вопросом к прохожему: «Вы не знаете, как мне найти Ирину Анатольевну Алмазову? Я ее ученик». И тут же получил подробные инструкции.
Везение? Совпадение? Совсем нет. Ирина Анатольевна — человек, которого знают и любят очень многие жители ЗАТО. Учитель, директор школы, руководитель отдела образования, заместитель Главы ЗАТО Озерный — на всех этих должностях она показала себя профессионалом.
Трудно поверить, но Ирина Анатольевна и не думала о карьере педагога. С детства она мечтала стать юристом, даже поступала на юридический факультет университета в городе Тарту. Но несмотря на отлично сданные экзамены, семнадцатилетнюю Ирину не приняли — на этот факультет набирали студентов лишь с восемнадцати лет. Это был удар. Чтобы не сидеть дома, Ирина стала пионервожатой в школе. Общительная, доброжелательная, но требовательная к себе и окружающим, она быстро стала «своей» среди педагогов и учеников. Да и работа ей нравилась. Поэтому, когда отец предложил поступать в педагогический институт, девушка согласилась. И снова все экзамены она сдала на «отлично», и на этот раз стала студенткой.
В течение пяти лет учебы Ирина получала повышенную стипендию, на которую могли претендовать лишь отличники — результаты учебы давали ей такое право.
Преддипломную практику девушка проходила в школе при женской колонии. И здесь она почувствовала счастье быть преподавателем. «Когда настороженность в глазах учениц сменяется доверием и интересом, — делится воспоминаниями Ирина Анатольевна, — хочется дать им как можно больше, поддержать желание учиться, развиваться». После окончания учебы Ирине предложили продолжить педагогическую деятельность в системе МВД, однако ее мечтам вновь не суждено было сбыться. Но на этот раз она не жалела о несбывшемся, ведь причиной было счастливое замужество. В 1971 году семья Алмазовых переехала в Озерный.
Началась работа в школе, тогда единственной в городке. Всем ученикам она старалась привить любовь к истории, вызвать интерес, помочь разобраться в хитросплетениях времен и событий. О самом сложном педагог рассказывала ясно и интересно, считаясь с мнением и увлечениями подростков. И такая тактика приносила свои плоды. До сих пор вспоминает Ирина Анатольевна, как целый урок они с детьми беседовали о Новодевичьем кладбище. Попасть туда на экскурсию было в те времена практически невозможно. Прошли каникулы. На одном из первых уроков ученик, никогда не проявлявший особого интереса к истории, вдруг заявил, что ему удалось попасть на знаменитое кладбище и увидеть все памятники, о которых слышал на уроке, хотя для этого ему пришлось приложить немало усилий. Это ли не лучший бальзам на сердце учителя?
Больше 20 лет Ирина Анатольевна знакомила детей с историей. И именно это время вызывает самые живые воспоминания. Часами может бывший учитель рассказывать о своих подопечных. Каких только историй нет в ее педагогической копилке! И о каждом выпускнике женщина говорит с такой любовью, что невольно удивляешься — неужели можно так хорошо знать всех, кто приходил на уроки, а их без преувеличения сотни? Оказывается можно, если к каждому относиться с любовью и уважением. И Ирине Анатольевне это удавалось. Поэтому и шли к ней дети не только с учебными, но и с личными проблемами. Порой она знала о своих учениках то, о чем не догадывались даже родители. И каждого надо было поддержать словом, а порой и делом. Помогала. Работала с родителями, коллегами, делала все, чтобы ученикам было комфортно в школе, чтобы они чувствовали себя защищенными и уверенными в своей значимости. А как иначе? Ведь, по мнению Ирины Анатольевны, самыми главными для учителя являются такие человеческие качества, как любовь к ученикам, умение считаться с их мнением, а иногда и находить в себе силы, чтобы признать ошибки. И всеми этими качествами Ирина Анатольевна Алмазова обладает в полной мере.
Она сохранила их на посту директора школы, когда возможностей общаться с детьми глаза в глаза стало гораздо меньше. Не потеряла, а скорее, приумножила, работая руководителем отдела образования, заместителем Главы ЗАТО.
Но до сегодняшнего дня главная награда для Ирины Анатольевны — когда выпускники прошлых лет приходят к ней, когда брошенные ею в души детей зерна добра и знания сохраняются на протяжении лет, прорастают и дают плоды, когда повзрослевшие ученики по-прежнему делятся с ней своими бедами и радостями, зная, что любимый учитель, как в детстве, добрым словом и ласковым взглядом снова сделает мир чуточку добрей.
Светлана СТОЛБОВА.


 

 Грани таланта.

semeinie-dinastiiВсё, что есть живого на земле, по своему неповторимо. И это талант природы. Но самый большой талант природы-человек. Быть творцом, созидателем — предназначение каждого человека. А быть настоящим педагогом — талант, данный Богом.
В последнее время много говорят об учителях и образовании. Национальный проект «Образование», президентская инициатива «Наша новая школа», 2010 год- Год учителя. А мы, учителя, с грустью замечаем, что единый государственный экзамен лишил российское образование своей прелести. Наше образование в чем – то потеряло свою «русскость». Дети начинают мыслить узко. Однако жаловаться на современного ребенка нельзя – поведение и взгляды обучающихся определяются временем, в котором они живут.
А учитель? Каким он должен быть сегодня?
Наверное, гибким и гуманным, коммуникабельным, должен быть настоящим профессионалом, мобильным, самообучаемым, порядочным человеком, не жалеть времени на общение с детьми, держать слово. Нужно быть очень терпеливым, отличным психологом.
Думаю, что моей школе повезло: у нас много педагогов с многогранными талантами. И каждый отдает частичку своего сердца тем, кто сегодня сидит за партами.
Но каждый раз, когда мы приходим в наш школьный музей, перебираем уже чуть пожелтевшие фотографии или перелистываем страницы альбомов, обязательно вспоминаем тех, кто стоял у истоков нашей школы. Все они были удивительно талантливы, преданы своему делу, детям, школе. И сегодня ребята из нашего учебно — исследовательского общества начнут свой рассказ об учительских династиях.
Миневич Н.А., зам. директора по учебно-воспитательной работе.

Нам есть чем гордиться.

semj-morozУчительские династии — это люди, из поколения в поколение передающие преданность любимой профессии, преданность детям. В нашей школе таких несколько.
Династия Федоровых-Мороз. Бывший командир пехотной роты, капитан, орденоносец Федоров Николай Павлович вернулся домой в 1944 году. Демобилизован по ранению, полученному во время форсирования Днепра.
По возвращении сразу включился в мирную жизнь. С 1 сентября 1944 г. стал преподавать в Выползовской средней школе физкультуру и военное дело. Николай Павлович работал и заочно получал образование в Ленинградском физкультурном техникуме, затем продолжил учебу в педагогическом институте имени Герцена. До трагической смерти в 1964 г. продолжал работать в школе пос. Выползово.
По стопам отца-педагога пошла дочь — Мороз Татьяна Николаевна, став учителем русского языка и литературы. Она вспоминает: «Мы учились у хороших педагогов, и, возможно, именно поэтому пять человек из нашего класса выбрали профессию учителя. Я особенно благодарна была Марии Александровне Лазоревой. Этого человека всегда вспоминаю с особой теплотой. Благодаря ей я быстро определилась с выбором будущей профессии: только педагогический институт, только учитель русского языка и литературы». Вспоминая школьные годы, Татьяна Николаевна с грустью замечает, что ушли из школы пионерские сборы, заседания совета дружины комитета комсомола, где можно было вступить в словесные баталии, спорить до хрипотцы и испытать чувство глубокого удовлетворения от одержанной победы.
Через всю свою жизнь она пронесла и любовь к книге. Читала и читает всегда с большим интересом. Давно поняла, что книга — это лекарство души. Татьяна Николаевна продолжает трудиться в школе, где в далеком 1944 г. начал свою трудовую деятельность ее отец. И, конечно, мечтает о том, чтобы в школе было еще комфортнее и учителям, и детям, и родителям. А для этого школа и общество должны сообща решать проблемы воспитания подрастающего поколения. В этом, вероятно, и заключается основная цель Года учителя.

Шишкова Анастасия, член учебно-исследовательского общества по историческому краеведению.


 

Легких путей не ищут.

mama-tarasova-s-kollegamiПедагогические династии — это особый образ жизни, высочайшая шкала нравственных ценностей. Выдающийся педагог Сухомлинский говорил: «Чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце». Мы с гордостью говорим о династии Тарасовых — Яковлевых, общий педагогический стаж которой — шестьдесят лет.
Румянцева Т.Ю., учитель истории и обществознания МОУ СОШ №1.

Как рождаются педагогические династии? Сложно ответить однозначно, так как только талантливый человек, преданный своей профессии, искренно любящий детей, достоин быть ее продолжателем.
Профессия педагога особенная. Люди, которые посвятили свою жизнь делу обучения и воспитания подрастающего поколения, чаще всего ориентированы на это с самого детства. Но далеко не каждый ребенок, выросший в семье учителя, стремится продолжить семейную династию. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам…

dinastii-jakovlevi-vipuskГлубокое чувство ответственности, постоянный самоконтроль, тактичность — вот главные качества, присущие педагогу. Иметь такие качества и быть способным воспитать их в своих детях — это талант!
Мы хотим рассказать о директоре нашей школы Яковлевой Наталье Александровне.
Мать Натальи Александровны — Тарасова Нина Ивановна — родилась в Новгородской области, в деревне Старово. Училась в Выползовской школе, добивалась успеха упорным трудом, стремлением к знанию. Изначально ее мечтой было стать учителем. И она настойчиво стремилась к достижению своей мечты. Закончив школу, поступила в педагогическое училище в г. Валдай и получила специальность учителя начальных классов. Когда начинала работать, по распределению попала в деревню, где жили старообрядцы. И до сегодняшних дней Нина Ивановна вспоминает о том, какое уважение было к учителю. Она хорошо помнит, как однажды вошла в школу, а навстречу ей вышел пожилой человек. Увидев ее, он снял шапку и низко поклонился ей, которой тогда было 19-20 лет. Сейчас, к сожалению, такого уважения уже не встретишь.
За плечами Нина Ивановна более тридцати лет работы в нашей школе, 10 выпусков.
Выбор своей дочери стать учителем Нина Ивановна одобрила сразу, хоть и понимала, что легко на педагогическом поприще никогда не бывает. Наталья Александровна всегда была активной во всех начинаниях, имела свое мнение и умела его отстаивать. Пионерская и комсомольская организация были хорошей школой для таких, как она. После окончания школы поступила в Тверской государственный университет. А затем, как и мама, пошла работать с детьми. Прошла все ступени становления от учителя до директора. Сделала три выпуска и, конечно, более всего запомнился первый. Наталья Александровна всегда благодарна учителям, которые помогли ей стать настоящим учителем, а теперь уже и руководителем. Просто не было никогда, и впереди учительство ждут большие перемены. Чтобы идти в ногу со временем, надо постоянно учиться, овладевать новыми технологиями, принимать все изменения, которые происходят в образовании и доводить их до разумного завершения. Все это ложится на плечи руководителя нового поколения.
Члены учебно-исследовательского общества по историческому краеведению МОУ СОШ №1 Иванова Екатерина, Шишкова Анастасия.


 

Письмо учителю.

Здравствуйте, дорогая Любовь Ивановна! Прошло уже пять лет, как я закончила начальную школу. Я Вам очень благодарна за все, что Вы сделали для меня.
Вы навсегда останетесь для меня лучшим учителем, ведь Вы — тот человек, который научил меня писать, читать, уважать старших, уметь правильно выражать свои мысли. Вы помогали мне разобраться, где хорошо, а где плохо. Всегда могли дать правильный совет. Ко всем ученикам Вы относились одинаково, у Вас не было особенных. Вы были для нас мамой. Мы точно знали, что к Вам мы можем обратиться за советом и Вы поможете. Мне нравилось в Вас понимание и доброта. Когда мы что-то делали не так, Вы объясняли, что так поступать нельзя. Еще Вы помогли нам найти друзей, Вы создавали в классе дружескую обстановку. Вы очень интересно проводили уроки. На переменах рассказывали занимательные истории. Иногда очень хочется снова стать маленькой. Снова учиться у Вас. Вы — тот учитель, которого я не забуду.
Кристина ОХОТНИКОВА, 9 «В» класс МОУ СОШ №2.

Дорогой учитель!

Это мое размышление о Вас, общение на расстоянии. Почему-то в обществе сложилось мнение, что в учителя идут неудачники. Поэтому в педагогические вузы недобор. А я думаю иначе, потому что два замечательных человека — мои папа Андрей Викторович и мама Елена Николаевна — учителя, и что такое учительский труд, я знаю не понаслышке.
Как удивительно! Мы, несмышленыши, вначале не владеющие ни чтением, ни письмом, ни счетом, не умеющие точно высказаться, с помощью своего учителя постепенно набираем интеллектуальную силу, впитываем знания и делаем рывок ввысь, к небу. Учитель счастлив, горд: это бывшие мои ученики. И только он знает, сколько стоит за этим труда, времени и сил. Сколько бессонных ночей проведено в поиске пути к каждому ученику, чтобы мы смогли достичь вершин. А им кажется, что мы этого достигли сами.
Гордитесь, Учитель! Все наши успехи — это Ваши достижения. Они начинаются на уроке, который бывает и веселым, и сложным, и хитрым, и веселым, порой даже грустным, и не думайте, что Ваш урок существует от звонка до звонка. Может быть, совсем не кончается, потому что после звонка мы покидаем занятие с беспокойными мыслями. Они заставляют делать нас маленькие шажки вперед.
Я очень люблю ходить в школу, потому что здесь моя жизнь начинает кипеть. Я встречаюсь с товарищами, с учителями, воспитываюсь и познаю мир. И все это благодаря Учителю.
Уважаемый Учитель! Вы для нас настоящее солнце — солнце знаний и доброты. Под Вашими лучами мы растем так же быстро, как растут растения под теплыми лучами солнца.
А есть ли памятник учителю в России? Один из них стоит с 1974 года в городе Торопец Тверской области. Учитель на этом памятнике стоит опершись рукой на школьную парту — вечный символ школы — и ведет урок. Он словно протягивает знания детям. Спокойствием веет от его фигуры. А если бы я была скульптором, то изобразила бы на памятнике солнце, а в образовавшихся между лучами углах — лица детей.
Любимый учитель! Вы всегда добры, отзывчивы и дружелюбны, владеете тактом общения с нами, такими разными и не всегда послушными, умеете делиться всем, что у вас есть. Вы никогда не стесняетесь признаться в том, что тоже бываете иногда не правы. Вы дарите нам себя без остатка. Пусть Муза творчества никогда не покидает вас.
Анастасия ИВАНЧЕНКО, 7 «А» класс МОУ СОШ №2.


 

Учитель в годы войны.

5-gorminЛистая пожелтевшие страницы газет музейного архива, я натолкнулась на статью А.Качкина в газете «Новая жизнь» от 9 мая 1980 года. В материале автор рассказывает о командире взвода — Гормине Сергее Васильевиче, который впоследствии стал директором Выползовской школы.
МИР… Это слово дорого каждому из нас. Во имя мира, в борьбе за него умирали наши деды на фронтах Великой Отечественной войны. С тех пор, как мы живем под мирным небом, поднялись из руин и пепелищ красавцы-города, пролегли новые автострады и железнодорожные магистрали. Но самое главное, выросло новое поколение людей, не слышавшее ни воя бомб, ни свиста снарядов, но они обязательно должны знать о подвиге своих отцов и дедов.
С 18 апреля по август 1944 года третьей батарее 182 отдельного зенитно-артиллерийского дивизиона было приказано оборонять крупнейший железнодорожный узел Украины — станцию Жмеринка, важнейшую артерию по подвозу войск боевой техники и снаряжения к фронту.
Немцы отлично понимали значение узла и решили стереть станцию с лица земли. Для осуществления своего бесчеловечного плана фашистское командование стянуло в этот район большие группы самолетов. Они размещались на близлежащих аэродромах и могли совершать по несколько вылетов ежедневно. Гитлеровцы сначала вели активную разведку боевых порядков нашей противовоздушной обороны и передвижения войск через узел, а потом приступили к методическому нанесению разрушительных бомбовых ударов по узлу.
В одну из таких страшных ночей, но станции скопилось более 20 эшелонов с боевой техникой, боеприпасами, снаряжением. И как раз в эту ночь фашистские стервятники особенно большими группами совершили налет на железнодорожный узел. Около 300 самолетов только в одну ночь было зарегистрировано тогда в жмеринском небе! В этих жестоких боях с вражеской авиацией особенно отличился командир огневого взвода лейтенант Сергей Васильевич Гормин. Впрочем, он всегда умело руководил орудийными расчетами, а там, где создавалась тяжелая обстановка, смело появлялся сам и своим личным примером, отличным знанием дела, бесстрашием и умеренностью воодушевлял расчеты на победу над врагом. Был он еще очень молод, но двадцатилетний коммунист умел сохранить спокойствие и в любой обстановке проявлял выдержку и твердость. Недаром его уважали на батарее.
Закончилась война. По-разному сложилась судьба бывших однополчан. А бывший командир огневого взвода Сергей Васильевич Гормин стал учителем и директором Выползовской школы. Ему было присвоено звание заслуженного учителя школы РСФСР. И это в высшей степени символично. Ведь всех, кто воевал с фашизмом, объединяла одна общая и светлая мечта, мечта о победе и мире. За мир на земле, за счастливые улыбки детей, за чистое небо они шли на подвиги и на смерть.
Екатерина ИВАНОВА, член учебно-исследовательского общества по историческому краеведению МОУ СОШ №1.


 

Учителя.

4-grigorevСчастье — это когда тебя понимают. Слова из известного кинофильма «Доживем до понедельника» можно взять эпиграфом к рассказу о счастливых семейных парах.
Ни для кого не секрет, что не всегда «вторая половинка» понимает все «прелести» учительского труда. Это и подготовка к урокам, и проверка тетрадей, и бесконечные заседания, смотры, конференции. А еще есть класс, в котором каждый ждет твоей помощи, твоего совета, твоего участия. И даже если ты не вместе с детьми — мысли учителя постоянно заняты их совсем не детскими проблемами, потому что их жизненный опыт совсем мал, а иногда требуется принимать решения серьезно и незамедлительно.
Именно поэтому мне кажется, что учитель — это человек особенный, это врачеватель детских душ, готовый прийти на помощь ребенку в трудную минуту. Не каждому это дано, поэтому в школе случайных людей нет. Учительские династии тому подтверждение.
Мороз Т.Н., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1.

4-grigorev-uchiteljaНаш преподаватель автодела, Григорьев Виктор Николаевич, родился 8 марта 1940 г. в с. Едрово Новгородской области, но в свидетельстве о рождении запись совсем другая: место рождения — поселок Выползово. После окончания школы он учился в г. Ржев, получил специальность автомеханика. Во время службы в армии стал водителем первого класса, а это значило, что мог управлять всеми видами транспортных средств.
В нашей школе оказался по воле случая: вакантным было место учителя автодела. Он совсем не думал, что когда-нибудь свяжет свою жизнь с детьми, с преподавательской деятельностью, ведь в семье никто и никогда не был учителем. Но тем не менее, педагогический стаж Виктора Николаевича уже составляет 46 лет (водительский стаж — 51 год).
Он рассказал, что его жена, Григорьева Галина Ивановна, тоже работала в школе, в группе продленного дня. До переезда в Выползово она жила и преподавала в Узбекистане. Педагогический стаж Галины Ивановны — 37 лет. Если сложить годы, отданные Галиной Ивановной и Виктором Николаевичем ставшей любимой работе и детям, то в общей сложности получится 83 года.
Вот так, казалось бы, незаметно летят годы, а в памяти учеников они остаются скромными и одновременно требовательными учителями.
Член учебно-исследовательского общества Ольга Елисеева.

Комментировать запись