ГлавнаяКультура и спорт

Россию поднял на дыбы…

Россию поднял на дыбы…
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

В среду, 6 октября, в Конференц-зале Дворца культуры прошел муниципальный этап Фаддеевских образовательных чтений “К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность”.

Сложное, на первый взгляд, название на самом деле скрывает вполне доступные понятия. Секулярность, как утверждает Большой толковый словарь, это “Свободный от церковного влияния, светский”. То есть, несмотря на сложную формулировку, речь на встрече шла о деятельности Петра I с религиозной и светской точек зрения.

Эта тема была предложена организаторами Международных Рождественских образовательных чтений, которые пройдут с 25 по 28 января 2022 года в Москве.

Говоря о теме предстоящих Чтений, один из представителей оргкомитета Чтений, владыка Евгений, обратил внимание на то, что “личность первого российского императора в церковной среде вызывает неоднозначное отношение. …отмечаемое событие дает нам возможность в ходе церковно-общественного диалога рассмотреть множество непростых вопросов в разных сферах нашего взаимодействия. И среди ключевых вопросов современности необходимо обратить особое внимание на такие, как место верующего человека и религии в целом в секулярном обществе, а также перспективы общества, все более удаляющегося от следования Божиим заповедям в созданном Богом мире”.

В рамках Международных Рождественских чтений в Тверской Епархии ежегодно проходят Фаддеевские чтения. “Ежегодно у нас проходят Фаддеевские образовательные чтения, — пояснил митрополит Тверской и Кашинский Амвросий. — В этом году они будут посвящены направлениям нашего взаимодействия в области духовно-нравственного становления личности “К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность”. Пленарному заседанию, которое пройдет 10 ноября на базе ККЗ “Панорама”, с 15 сентября по 30 октября будут предшествовать муниципальные этапы Чтений, на которых у вас будет возможность совместно с духовенством и представителями церковных округов обсудить возможность применения импульсов данного педагогического форума на местах в рамках взаимодействия приходов и образовательных организаций”.

В программе встречи, участниками которой стали более 50 педагогов Озерного, были представлены выступления, демонстрирующие личность и деятельность первого российского императора с разных сторон.

— Петр I — личность насколько грандиозная, настолько неоднозначная. Ведь споры о том, кем был Петр: благодетелем для государства и Церкви или антихристом, не умолкают до сих пор. Но факт остается фактом: Россия до Петра Великого и после — это две разные России, — сказал в своем вступительном слове настоятель храма Андрея Первозванного отец Иоанн. — То же самое, хотя и с некоторыми оговорками, можно сказать и в отношении церковного устройства. Церковное управление Петр I практически самовольно изменил до неузнаваемости. Во многом это было благом для государства, но во многом Петр I своими реформами создал множество проблем, с которыми государство и Церковь столкнулись спустя столетия. И одна из таких проблем — это полное подчинение Церкви государству. Конечно, во многом это пошло на пользу Церкви (лучшая организация системы управление, помощь и защита со стороны государства и так далее). Но все-таки голос Церкви для государства должен, наверное, быть как голос совести для человека. И Петр I, опасаясь оппозиции со стороны духовенства, попытался этот голос совести заглушить.

Тем не менее Церковь как богочеловеческий институт, созданный Христом, была, есть и будет, несмотря на разные политические строи и исторические подоплеки.

Тему взаимоотношений церкви и государства затронул и учитель истории первой школы Кирилл Олегович Орлов в своем выступлении “Личность Петра I в истории государства Российского”: “Петр Великий стоит у истоков первых русских профессиональных школ, первого русского музея, первой регулярной газеты и Академии Наук. В то же время, полагаю, главной системной ошибкой государя было его стремление подчинить православную Церковь интересам регулярного государства. Запрет на избрание Патриарха, на мой взгляд, привел к трагическому кризису христианской духовной жизни, когда в течение двухсот лет прихожане привыкали смотреть на сельского батюшку не как на доброго пастыря, а, прежде всего, как на государственного чиновника. Это отчуждение стало одной из причин катастрофы 1917 года и мнимого торжества безбожного режима”.

Наиболее ярко тема трагедии православной церкви, случившейся в результате действий императора, прозвучала в выступлении преподавателя Сретенской духовной семинарии, сотрудника Лаборатории исследования церковных институций при Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете, преподавателя Ломоносовской школы — Зеленый мыс, магистра исторического факультета имени М.В. Ломоносова Даниила Анатольевича Солошенко.

Устранение института патриаршества подорвало авторитет Русской Православной Церкви и умалило ее значение в международном православном сообществе.

Но главным далеко идущим следствием реформы Петра I в области церковного управления стало полное подчинение Церкви государству. Многие современники стали смотреть на Церковь как на некий государственный департамент духовности, перестав видеть в ней Богочеловеческий организм. Отчасти именно данная церковная реформа подорвала авторитет Церкви у народа и стала причиной гонений со стороны революционеров, которые видели в Церкви пережиток Российской империи.

Последствия этого духовного ослабления мы видим и сейчас. Мир направлен на удовлетворение сиюминутных мирских радостей, насыщение и пресыщение, а истинные ценности, потребности души отодвинуты далеко на задний план. Душа задыхается в перекормленном теле, не имея возможности вырваться на свободу…

А может, так и должно быть? Или все-таки надо возвращаться к духовным радостям, возрождать православные традиции? И как это делать?

Международные Рождественские образовательные чтения — церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. Проводится в Москве в начале года под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более пяти тысяч участников. Организатор — Отдел религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Ежегодно на Чтениях выступают более
300 докладчиков. Лучшие доклады регулярно публикуются в сборниках. Название форума связано с тем, что чтения обычно проходят в январе после празднования Рождества Христова. Первые Рождественские чтения прошли в Москве в 1993 году. Они выросли из конференции православных педагогов Москвы. В число важнейших задач Чтений входят развитие православного образования, духовно-нравственное просвещение общества, осмысление проблем науки и культуры с точки зрения православного мировоззрения, расширение сотрудничества Церкви и государства в области образования.
Начиная с 1994 года, когда на Рождественских чтениях присутствовало уже свыше 1000 человек, постоянными участниками Чтений стали министр образования РФ, руководители Российской Академии образования, Московского Комитета образования. Государственные образовательные структуры стали соучредителями Рождественских чтений. В Рождественских чтениях активное участие принимают и другие синодальные отделы Московского Патриархата, а также православные учебные заведения.

О возрождении русских духовных традиций через приобщение молодежи к церковному пению рассказала преподаватель Детской школы искусств, руководитель вокального ансамбля “Лира”, регент хора храма Андрея Первозванного Татьяна Сергеевна Шустрова. “Петр I во время своего властвования произвел огосударствление Церкви, которое коснулось всей российской культуры, — отметила Татьяна Сергеевна. — Церковь из некогда якобы независимой силы превратилась в “ведомство православного исповедания”. Но если углубиться в историческую литературу, то говорить о секуляризации Петра I нужно с осторожностью. Богобоязненный, молитвенный и жаждущий повсеместной вероисповедальности — все это говорит об особом отношении царя к Церкви. В то же время искренность христианской веры Петра не мешала ему на все смотреть глазами государственного человека под углом зрения государственной пользы. А его политические воззрения складывались под влиянием западных протестантских учений, что, конечно, нашло отражение и в церковно-певческой культуре”.

Церковное пение отличает особая духовность, интонации, мелодии и слова, раскрывающие душу, приобщающие к добру и истинным ценностям. Но, несмотря на это, десятилетиями и даже столетиями церковное пение подвергалось гонениям, как и все Православие, или было незаслуженно отодвинуто на задний план.

Сейчас происходит процесс возрождения певческих церковных традиций, вовлечение молодежи в церковное пение. В Озерном уже 5 лет юные озерчане изучают духовную музыку в ансамбле “Лира” под руководством Татьяны Шустровой. Ансамбль является участником всех духовных событий муниципалитета, его выступления становятся украшением концертов и праздничных встреч общегородского масштаба. “На мой взгляд, осваивая клиросное пение, участвуя в процессе Божественной Литургии и всенощного бдения, являясь участником Архиерейских богослужений, вокальный ансамбль “Лира” выполняет очень важную миссию, — сказала в завершение своего выступления Татьяна Сергеевна. — Как руководитель (регент) я стараюсь выбрать такой репертуар, который помогает певчим прочувствовать особый смысл богослужения. Мы много работаем над качеством звука, над его особой подачей, свойственной именно духу церковной музыки.

Фаддеевские образовательные чтения ежегодно проходят в Тверской епархии в рамках Международных Рождественских образовательных чтений. Целью проведения Чтений является выявление и обсуждение наиболее актуальных вопросов в различных сферах сотрудничества Церкви и государства на канонической территории Тверской митрополии.
Фаддевские чтения получили название в честь священномученика Фаддея, который много трудов посвятил подготовке педагогов, повышению образовательного уровня законоучителей, совершенствованию программ курсов, собиравших учителей как церковно-приходских, так и светских школ. А его аскетические труды и самозабвенную заботу о ближнем отмечал сам Патриарх Тихон, который считал владыку Фаддея святым.
Образовательные чтения в Тверской епархии неслучайно посвящены именно этому святому. После неоднократных арестов, ссылок и заключений в разных тюрьмах, именно в Твери (Калинине), ведя жизнь молитвенника и аскета, священномученик служил с 1928 до 1936 года, когда усилились гонения на православных. Власти добились увольнения архиепископа Фаддея на покой, лишив его возможности служить и общаться с паствой. В 1937 году архиепископ Фаддей принял мученическую смерть. Деянием Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 18-23 февраля 1997 года архиепископ Фаддей был причислен к лику святых для общецерковного почитания. Сейчас Фаддеевские образовательные чтения — главная площадка по обмену педагогическим опытом в вопросах формирования семейных и духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения.

В выступлении Евгении Владимировны Махнач, учителя русского языка и литературы школы №2, император предстал таким, каким его видели поэты, писатели, философы и мыслители. “Россию поднял на дыбы”, — восклицал Пушкин в “Медном всаднике”. “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России”, — утверждал Карамзин, признавая тем не менее заслуги Петра I. В изображении Алексея Толстого Петр — сын своего века, горячий патриот России, личность многогранная с его ненасытной любовью к жизни, бурным темпераментом, неукротимой дерзкой волей, “диким, жадным, встревоженным умом”, но также с жестким, крутым нравом.

— Масштаб личности Петра I настолько велик, что его невозможно отобразить в рамках одного художественного произведения, — сказала в своем выступлении Евгения Владимировна. — Художники и писатели обращали внимание в первую очередь на внутренний мир царя, историки старались оценить его политические действия. Только при обращении и к трудам историков, и к произведениям искусства, можно создать объектив-
ное мнение о том, каким же был Петр I.

Но какими бы полярными ни были мнения о о первом русском императоре, бесспорными остаются слова Александра Пушкина о нем: “А Петр Великий, который один есть целая всемирная история!”

Народный