ГлавнаяВеликой Победе посвящается

Ржевский роман Вячеслава Кондратьева

Ржевский роман Вячеслава Кондратьева
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email
На фото. Артиллеристы на исходных позициях в боях под Ржевом в 1942 году. Фото В. Кондратьева/ТАСС.

В начале февраля более тысячи озерчан посмотрели фильм “Ржев”, вышедший на экраны в конце прошлого года. Среди них военнослужащие, школьники, сотрудники учреждений и предприятий Озерного, те, кому небезразлична история страны.

После просмотра мы просили зрителей поделиться впечатлениями и мыслями. Участницей нашего опроса стала Надежда Юрьевна Захарова, директор школы №2:

— Лучше всего о войне расскажут те, кто ее пережил и сам воевал. Вячеслав Леонидович Кондратьев в составе 132-й бригады принимал участие в тяжелейших боях подо Ржевом, приказом ВС 30-й армии Ка-лининского фронта №12/н от 26.04.1942 года был награжден медалью “За отвагу” за то, что 7 апреля 1942 года в бою за деревню Овсянниково после гибели командира взвода под ураганным огнем противника поднял бойцов в атаку. Позднее был ранен и направлен в тыл для лечения. Позже было еще одно, более тяжелое ранение, после которого Кондратьева комиссовали с инвалидностью.

Что же заставило Кондратьева встать на путь писателя? Ответ мы находим в его заметках об истории создания первой повести “Сашка”: “Я стал жить какой-то странной, двойной жизнью: одной — в реальности, другой — в прошлом, в войне. Начал я разыскивать тогда своих ржевских однополчан — мне до зарезу нужен был кто-нибудь из них, но никого не нашел, и пала мысль, что, может, только я один и уцелел, а раз так, то тем более должен я рассказать обо всем. В общем, схватила меня война за горло и не отпускала. И наступил момент, когда я уже не мог не начать писать”. Его произведения искренни, в них рассказано о боях подо Ржевом, участником которых был сам В. Кондратьев. Каждая страница — ценное свидетельство о той войне и цене Победы. Другой писатель-фронтовик, В.П. Астафьев, назвал прозу В.Л. Кондратьева “Ржевским романом”.

Фильм “Ржев” не первая экранизация произведений В.Л. Кондратьева: в 1981 году режиссером Александром Суриным снят фильм “Сашка”, затем вышли в свет “Привет с фронта” (1983), “Брызги шампанского” (1988).

Именно ее рассказ натолкнул нас на мысль приподнять этот пласт. Ведь “Искупить кровью”, “Ржев” — это лишь небольшая часть “Ржевского романа” Вячеслава Кондратьева”. Вот так и родился проект. И сегодня мы представляем вам первую публикацию.

3 марта 1943 года завершилась Ржевская битва. Советские войска полностью освободили город, за который сражались более года. Не зря Ржевско-Вяземскую операцию назвали “ржевской мясорубкой”. Более миллиона солдат и мирных жителей заплатили жизнями за эту победу. И цифра эта ежегодно увеличивается — каждый год поисковики обнаруживают до тысячи останков наших солдат, убитых в неизвестных болотах. Когда советские войска вступили в освобожденный от фашистов Ржев, он был практически стерт с лица земли, из 5443 жилых домов уцелело лишь 297 зданий, из
20 тысяч человек осталось 150. Невольно приходит в голову много страшных слов. Кровопролитная. Тяжелая. Изматывающая. И все верно, и все так.

Уходя из Ржева, немцы заперли в Покровской старообрядческой церкви почти всех оставшихся в живых горожан и заминировали ее. Два дня на холоде, слыша взрывы, ржевитяне каждую минуту ждали смерти, и лишь на третий день советские саперы спасли жителей из этого плена. Освобожденная В. Маслова вспоминала: “Вышла из церкви с 60-летней матерью и дочерью двух летия семи месяцев. Какой-то младший лейтенант дал дочке кусок сахара, а она его спрятала и спросила: “Мама, это снег?”.

Переправа подо Ржевом. В бой идут бойцы 375-й Стрелковой дивизии. 26 июня 1942 года. Скоро на этом месте будут монумент и здание музея. (Фото с сайта rg.ru)
Переправа подо Ржевом. В бой идут бойцы 375-й Стрелковой дивизии. 26 июня 1942 года. Скоро на этом месте будут монумент и здание музея. (Фото с сайта rg.ru)

“Мы наступали на Ржев по трупным полям” — исчерпывающе описывает летние бои Петр Михин, ветеран Великой Отечественной. — Траншеи, вырытые на расстоянии 100-200 метров от траншей противника, а между ними, порой в три слоя, лежали погибшие солдаты…”, На захваченных немцами территориях советских бойцов не хоронили, да и на своей территории это не всегда получалось сделать — атаки и отступления следовали одно за другим, села, поля и болота по несколько раз переходили из рук в руки и после каждого боя пополнялись сотнями убитых с обеих сторон. Голодные и обессилевшие, под шквальным огнем фашистов наши бойцы вновь и вновь поднимались и по трупам товарищей шли на верную смерть. О чем они думали в тот момент? Был ли предел их выносливости? Действительно, мясорубка.

А нужны ли были такие жертвы? Почему так важно было удержать этот маленький город на Волге? Стоил ли он миллионов погибших? Стоил. Сегодня историки говорят об этом однозначно. Ржев спас Москву, и это не красивые слова.

Ирина Геннадьевна Торопчина, учитель русского языка и литературы школы №1:
— Фильм “Ржев” ценен прежде всего тем, что снят на реальных событиях, по реальным воспоминаниям участника тех событий и благодаря этому он является бесценным материалом для потомков, как и все остальные произведения Кондратьева, в основу которых легли события, пережитые им самим.

Ржевско-Вяземский выступ представлял собой большую угрозу для Москвы. Он располагался всего в 180 километрах от столицы, там еще проходили две крупные железные дороги: Великие Луки — Ржев и Орша-Смоленск-Вязьма. Этот выступ позволял готовить операции по захвату Москвы с севера и юга.
Сражения под Ржевом сильно отличались от боев на южном фланге фронта. Схватка здесь была “у кого быстрее ноги подломятся”. Или, иными словами, чья воля и боеспособность будут быстрее сломлены. Для немцев бои за Ржев были настоящим адом. А немецкие войска здесь были отборные, подготовленные, свежие — дай им слабину — сразу перейдут в наступление. Если бы держали их всеми силами наши солдаты, то неизвестно, как бы война обернулась дальше. Эти атаки не позволяли использовать выгодный плацдарм ни для наступления на Москву, ни для помощи другим участкам фронта. Это уже само по себе большое достижение.

Но кроме этого, Ржевский выступ поглощал боеприпасы, топливо, продовольствие, снаряжение, пополнения, в силу чего немцам на других участках фронта часто не хватало сил для достижения успеха. С центрального участка фронта немцы так и не смогли снять подкрепления ни для штурма Севастополя, ни для захвата Кавказа, ни для Сталинграда. Более того, с юга пополнения перебрасывались на север. Таким образом, тяжелые бои войск Западного и Калининского фронтов помогали другим фронтам бить противника и под Сталинградом, и под Ленинградом.

То, что эти беспрецедентные по масштабу потерь и ожесточенности сражений события долгое время было принято считать боями местного значения, замалчивать количество жертв, является исторической несправедливостью. В наши дни о Ржевской битве стали говорить с высоких трибун, признав ее значение в защите Москвы и исходе сражения под Сталинградом. Она стала объектом исследований российских и зарубежных историков. Вряд ли когда-нибудь будет выработано единое мнение и окончатся споры. Но принизить подвиг простых солдат, сражавшихся подо Ржевом, уже не получится никогда.

Ирина Смирнова, ученица 11 “Б” класса школы №1:
— Конечно, современное видение не всегда объективно, не всегда честно. И в фильме “Ржев” есть моменты, неоднозначные, напрягающие. Такие моменты, с которыми человек, видевший войну, не согласится.
Фильм впечатлил больше не как фильм о войне, фильм об истории, а как фильм о людях. Об их страхах и слабостях, надеждах и отчаянии. Об их силе, воле и судьбе.
Радует, что такие фильмы, как “Ржев”, снимаются. Это говорит о том, что память жива. Никто не забыт и ничто не забыто.

Через 75 лет после окончания войны подо Ржевом возводится грандиозный мемориал, посвященный подвигу советского солдата. Мемориальный комплекс в память обо всех солдатах Великой Отечественной войны возводится на месте кровопролитных боев подо Ржевом 1942-1943 годов, он создается по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, тех, кто воевал здесь, кто удержал и обескровил силы гитлеровской группы армий “Центр”. Немаловажно, что он создается на народные деньги. И это будет поистине народный памятник, земной поклон всем, оставшимся на века в ржевских полях и болотах.

В прошлом году на экраны вышел художественный фильм “Ржев”. Пронзительная, яркая, трагическая история. Один день, в котором целая жизнь. Не одна, несколько жизней совершенно разных людей, волей судьбы и войны оказавшихся в полях подо Ржевом зимой 42-го. Они по-разному жили до войны, по-разному попали в эту роту, которой предстоит любой ценой взять деревню Овсянниково и остаться в ней, живыми или мертвыми. Как поведут себя в условиях реальной смертельной опасности вор-рецидивист, семнадцатилетний школьник, бывший преподаватель философии, а потом колхозный счетовод, крестьянин, молодой офицер-чекист? Еще вчера у каждого была своя жизнь, а сегодня они солдаты, крохотные частички огромной армии. И жизнь каждого из них в отдельности уже, кажется, ничего не значит, важен только результат. “Ржев” задает много вопросов и дает мало ответов. Каждый, кто смотрел фильм, делает собственные выводы.
К этому фильму нельзя применить понятие “нравится” или “не нравится”. Смотреть тяжело и порой страшно. Еще страшнее оттого, что все, что видишь на экране, не авторский вымысел. Это правда. Война такая, какая она есть.
Такой увидел ее непосредственный участник тех событий — Вячеслав Кондратьев — и описал в рассказе “Искупить кровью”. Именно это произведение и воспоминания участников этих боев легли в основу фильма “Ржев”.

Вячеслав Кондратьев родился и провел детство и юность в Полтаве. Подо Ржев попал в декабре 1941-го, где сражался в составе стрелковой бригады. Был награжден медалью “За отвагу”. Был дважды ранен. После второго ранения его комиссовали по инвалидности.

Писать Кондратьев начал через много лет после войны, в 70-е. Его рассказы и повести — “окопная”, солдатская правда, которой в то время тяжело было пробиться к читателю. “О своей войне, — писал он, — рассказать могу только я сам. И я должен рассказать. Не расскажу — какая-то страничка останется нераскрытой”. И он продолжал писать. Его произведения, опубликованные во многом благодаря поддержке Константина Симонова, быстро нашли своего читателя, стали популярными.

В рамках нашего проекта мы расскажем о жизни Вячеслава Кондратьева и о его произведениях, истории их создания и фильмах, снятых на их основе. Мы поговорим со специалистами и попросим поделиться комментариями всех, кто читал, смотрел и кому не безразлично, какой она была, та война.

Светлана ЛАРИНА,
Дарья Гуревич,
Виктор Столбов

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий