ГлавнаяНовости

Школьные годы чудесные…

Школьные годы чудесные…
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Первая суббота февраля — как машина времени, возвращает в прошлое миллионы выпускников российских школ. Это день встреч, воспоминаний, погружения в волшебное, сложное, прекрасное время школьных лет.
О школьной дружбе, первой любви, экзаменах и уроках нам рассказали озерчане, получившие аттестат зрелости в школах Озерного.

Жизнь как эпоха

СШ №1, выпуск 1955 г., четвертая слева в верхнем ряду - Нина Андреевна Иванченко.
СШ №1, выпуск 1955 г., четвертая слева в верхнем ряду — Нина Андреевна Иванченко.

Нина Андреевна Иванченко закончила школу… 60 лет назад, но свои школьные годы помнит хорошо. Детство Нины Андреевны пришлось на суровую военную пору. Жестокие бомбежки, голод (мама воспитывала троих детей, отец пропал без вести) — все это она пережила еще в дошкольном возрасте. Домик их стоял на самом краю Выползово, там бомбили реже — немцы старались сбрасывать бомбы ближе к аэродрому, с другой стороны селения. Поэтому, как только начинали бомбить, все соседи сбегались к Фадеевым, порой даже дверь было не закрыть.
В победном 1945 году Нина пошла в школу. Единственную тогда. Располагалась она в 2-этажном здании, там, где сейчас находятся начальные классы школы №1.
И система обучения была такая же, как в сегодняшней начальной школе — ученики сидели в одном классе, а учителя приходили на урок. Классы были большие. Например, когда Нина Андреевна училась в шестом — их было 42 человека. А в выпускном 10-м — 38. В школе, будучи первоклассницей, Нина впервые увидела немцев — военнопленные расчищали пришкольную территорию от стекол, мусора, сломанных деревьев, других последствий фашистских бомб. Война только закончилась, люди, хорошо помнящие ужасы страшных лет, не должны были питать к пленным никаких теплых чувств. Однако их никто не дразнил, не обижал, даже подкармливали, хотя сами жили впроголодь. Жалела пленных и Нина. “Может, и мой папка где-нибудь также…”, — думала девочка о пропавшем без вести отце. Много позже дети Нины Андреевны нашли сведения о деде. Он погиб в концлагере в Польше уже в первый год войны.

Но, конечно, со школой у Нины Андреевны связано и множество приятных воспоминаний. В те времена, как и сейчас, проводились встречи в классах, так называемые “огоньки”. И играли на них в “почту”. Писали письма одноклассникам, кто кому хотел. Однажды Нина получила письмо от классного руководителя: “Нина, ты почему не танцуешь с Колей?” Коля, одноклассник Нины — невысокий щупленький паренек с веснушками, внимания девушки никогда не привлекал. Каково же было ее удивление, когда через несколько лет после окончания школы на улице ее окликнул высокий симпатичный парень в военной форме. Девушка с трудом узнала в нем своего одноклассника Колю. “Если бы знала, что ты таким станешь, танцевала бы с тобой в школе”, — не удержалась она.
А в год окончания школы они сажали березы на пришкольном участке. Большая часть его занята теперь зданием Центра развития творчества. Березы выросли высокие, красивые. Но во время строительства большую их часть вырубили. Понятно, что это была необходимость, но почему-то от мысли о тех любовно посаженных березах, которых больше нет, до сих пор щемит сердце.
Все в те времена было гораздо скромнее. Страна поднималась после военной разрухи, и ее жителям, в том числе и школьникам, приходилось довольствоваться самым необходимым. Платье на выпускной вечер Нина шила из старого теткиного. Но этот выпускной в классе, как и все школьные годы, остались чудесным временем в ее долгой интересной жизни.

Скромно в центре…

 СШ №2, выпуск 1986 г., третья справа в верхнем ряду - Инесса Андреевна Жаворонок.
СШ №2, выпуск 1986 г., третья справа в верхнем ряду — Инесса Андреевна Жаворонок.

— Домой я часто возвращалась вместе с учительницей русского языка и литературы Людмилой Витальевной Киржковской, — вспоминает Инесса Андреевна Жаворонок, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №2. — Мы жили в соседних домах. Она провожала меня до подъезда, а потом я шла провожать ее, и так несколько раз — никак не могли разойтись по домам — столько интересных тем для обсуждения у нас было. Наверное, именно ее пример подсказал мне выбор профессии. До сих пор на встречах с одноклассниками мы вспоминаем ее уроки, особенно запомнился один. Изучали Горького. Людмила Витальевна рассказывала о визите писателя в пионерский лагерь и демонстрировала фото: “Вот ребята-пионеры, а вот скромно в центре расположился сам Горький…” С тех пор выражение “скромно в центре” стало крылатой фразой учеников, а затем выпускников класса.
А еще ездили “на картошку” в Корыхново. Не знаю, насколько эффективно мы работали, но весело и интересно нам было точно! Пекли картошку, пели песни под гитару… Романтика!
Такими же интересными были и походы, в которые мы ходили с классным руководителем Валентиной Макаровной Осташовой. Ходили через Трубичинский мост на берег озера. Ставили палатки, разводили костер, варили картошку с тушенкой, купались, ловили рыбу…
Вообще сегодня у меня масса хороших, светлых воспоминаний о школьной жизни. Между нами не было зависти, злости, конкуренции. Возможно, время стирает углы, но свое школьное детство я вспоминаю как лучшее время в жизни.

Параллели пересекаются

СШ №1, 1974 год, вступление в Пионерскую организацию, четвертая слева в верхнем ряду - Светлана Викторовна Капитонова.
СШ №1, 1974 год, вступление в Пионерскую организацию, четвертая слева в верхнем ряду — Светлана Викторовна Капитонова.

— Мне посчастливилось учиться в обеих школах Озерного, — рассказывает Светлана Викторовна Капитонова, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ №1. — Первые 4 года учились в первой школе, потом, после открытия школы №2 нас перевели туда. На момент открытия 2 школы в нашей параллели были классы до буквы “К”.
В новой школе нам, конечно, нравилось: все было таким чистым, свежим, даже краской пахло. А еще здесь было много молодых учителей, что, несомненно, привлекало нас и делало школьную жизнь еще интереснее.
В первые годы между школами было очень сильное соперничество как во внеклассной деятельности — кто больше макулатуры или золы соберет, на смотре самодеятельности лучше выступит, так и во внешкольной жизни. А сейчас мы встречаемся не классом, а двумя параллелями — из первой и второй школ и вместе вспоминаем прошлое, делимся впечатлениями, отдыхаем.
Во время моей учебы в школе внеклассная жизнь бурлила. Недели не проходило, чтобы мы не участвовали в смотре самодеятельности, спортивных мероприятиях, общественно-полезных делах. А учителя везде были с нами. И все это происходило без отрыва от учебы. Сейчас у ребят много возможностей принять участие в престижных конкурсах федерального уровня через Интернет, и это, конечно, очень хорошо и дает больше возможностей для развития. В наше время большинство конкурсов были местного уровня и, естественно, не виртуальных. Но было больше возможностей для живого общения.
В качестве поощрения проводили дискотеки, тогда — танцы. В каждой школе был свой вокально-инструментальный ансамбль — танцевали под живую музыку. А у каждого ансамбля был свой “фан-клуб”. Девчонки до драки выясняли, чьи певцы и музыканты лучше. Но двоечникам, хулиганам, прогульщикам путь на танцы был закрыт. Вообще, пороки и недостатки тогда высмеивались публично. В стенгазетах, на советах отрядов и советах дружин. Там же отмечали и лучших. Был еще экран соцсоревнований, где ежедневно фиксировалось, какой класс лучший в уборке, сборе, макулатуры, дежурстве…
Сегодня все это кажется забавным, интересным и, с высоты прожитых лет, немного наивным. Но это была наша настоящая, безумно интересная жизнь.
Подготовила Светлана СТОЛБОВА.

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий