ГлавнаяНовости

Сочиняй грамотно

Сочиняй грамотно
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

— Слушай, а кто написал “Шанель”?
— Гоголь.
— Ребят, ребят, во-первых, не “Шанель”, а “Шинель”, а во-вторых, не Гоголь, а Куприн.

Это реальный диалог между школьниками. Одиннадцатиклас-сниками. Сейчас самое главное, что их волнует, пожалуй, даже сильнее первой любви и встреч с друзьями, — итоговое сочинение, которое является допуском к остальным экзаменам. То есть тот, кто не справится с сочинением, не будет допущен к выпускным экзаменам. Ну, а для тех, кто собирается поступать на гуманитарные факультеты, это сочинение еще и вступительная работа. И, например, итоговое зимнее сочинение может стать решающим.

А потому все будущие выпускники с волнением ждали дня написания сочинения. И он пришел. На этой неделе школьники двух общеобразовательных школ сели за парты, чтобы продемонстрировать свои умения в написании сочинений и знания школьной программы по литературе. Но, несмотря на серьезность испытания, подготовка у ребят разная. Опрос школьников показал, что большая часть одиннадцатиклассников заблаговременно и усердно готовилась ко дню икс. Остальные решили освоить школьную программу за несколько дней, а другие усиленно пишут шпаргалки.

А для чего вообще нужно такое испытание, как сочинение? Почему школьники с начальных классов постоянно пишут сочинения на всевозможные темы?

— Любое сочинение позволяет судить об умении школьника правильно выражать свои мысли, его начитанности, личностной зрелости и умении рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме, — поясняет учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Инна Васильевна Митрофанова. — Написание сочинения развивает уровень речевой культуры учеников, умение общаться с другими, расширяет кругозор. Любое сочинение — это возможность обратиться к какой-то дополнительной литературе, чтобы узнать что-то новое. Собственно, сочинения ЕГЭ и ОГЭ — это то, что заставляет наших детей больше читать. Любовь к чтению необходимо воспитывать с самого детства.

Приходите на экзамены со свежей головой — во многом придется разбираться впервые.
Фольклор физтеха МГУ

Поэтому в школах большое внимание уделяется написанию сочинений. Дети пишут их часто, проявляя порой недюжинную сообразительность. И какие только умозаключения и высказывания не приходится читать учителям. Например, “Гоголь написал “Шанель”, “Гроза”- это рассказ Куприна”, а “Главное действующее лицо произведения “Отцы и дети” — Онегин”. И таких курьезных моментов в сочинениях детей много. Порой попадаются опусы, достойные быть увековеченными и разойтись на цитаты. Вот еще из интересного: “Пушкин — автор прекрасного произведения “Старик и море”, Льву Толстому приписывают рассказ “Судьба человека”, а проза Горького пополняется фантастической новеллой “Старуха из ирги”.

Конечно, в силу возраста подростки зачастую несерьезно относятся к сочинениям, — их написание — невыносимое бремя. А тут еще и фишки современности, позволяющие выражать свои мысли коротко и без усилий, — смайлики, с помощью которых с удовольствием общаются современные дети.
Но придет время, когда смайлик не поможет, например, грамотно составить резюме или пройти собеседование. И вот здесь все вспомнят о нелюбимых сочинениях. Конечно, ведь это они учат нас грамотно излагать мысли.

Экзамены ровно ничего не значат. Если вы джентльмен, то знаете столько, сколько нужно, а если не джентльмен, то всякое знание вам только вредит.
Оскар Уайльд

— Сочинение — это не просто проверка знаний литературных произведений, это демонстрация учеником его кругозора и творческого мышления, — поясняет учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 Надежда Яковлевна Миневич. — Мы пишем сочинения и одновременно развиваем себя, свое мышление, речь, интеллект, грамотность.

И последнее — грамотность — имеет огромное значение в современном мире. К сожалению, сейчас мы можем наблюдать демонстрацию тотальной безграмотности, например, через соцсети. Онлайн-общение популярно, зачастую оно даже замещает живое. И, читая тексты, написанные людьми на тех или иных интернет-площадках, диву даешься. Диалоги похожи на анекдоты. Вот, например:
— Надоели те, кто пишит не правильно!
— Вообще-то, “пишет” и “неправильно”
— Ты что? Жи-ши — пиши с буквой “и”. Иди в школу учись!

А еще часто можно увидеть слова с написанием “ца” вместо “тся” или “ться”, к примеру, “хочешь со мной прогуляца”. Некоторые своего собеседника называют “казел”, “слабахарактерный”. Пишут: “помоему”, “седня”, “патревожу”, “праснулся”, “зашол”, “ихний”, “евошный” и так далее.

Экзамены — единственная возможность знать хоть что-то хотя бы несколько дней.
Жорж Элгози

При этом никто не стесняется своей безграмотности, а на замечания реагируют агрессивно. И что самое важное — речь не о школьниках, а о взрослых. О взрослых, которые, будучи родителями, требуют от своих детей хороших отметок по русскому языку и литературе. Вопрос: а зачем ребенку хорошо учиться, если, например, его мама — вполне успешная женщина — пишет “какаво” и “по общаемся”?

А затем, что безграмотному человеку все же сложнее. И вот некоторые аргументы в пользу этого умозаключения. Во-первых, если вы грамотный, то оставляете о себе только хорошее впечатление. Вряд ли человек, допускающий массу орфографических ошибок, сможет этим похвастаться. Во-вторых, грамотность облегчает общение. Ведь читать и понимать грамотно написанные тексты гораздо легче, чем напрягаться над письменными опусами, которые изобилуют ошибками. В-третьих, грамотность однозначно влияет на ваш карьерный рост и даже трудоустройство. Мы уже писали выше, что грамотно составленное резюме — уже победа. Скажем, у работодателя есть два кандидата на хорошую должность. Одно резюме полно ошибок, второе — безупречно. Как думаете, на ком он остановит свой выбор?

А еще безграмотность отвлекает от сути текста, влияет на правильность толкования и может привести к путанице и двусмысленности, так что работать над грамотностью надо начинать еще в школе. И, уж поверьте, школьные сочинения — не прихоть учителей, а способ помочь на пути овладения великим и могучим русским языком.

Кстати, как там справились наши одиннадцатиклассники с итоговым сочинением, которое они писали в минувшую среду? Спросим у них самих.

Виталий Волков:
— Я готовился, читал произведения, также просматривал сочинения прошлых лет, смотрел вебинары и слушал молитвы. Темы, вроде, не особо сложные, самое трудное — начать писать само сочинение.

Алина Сергеева:
— Да, темы непростые. Но самая большая сложность заключалась в том, чтобы побороть волнение и начать писать сочинение, при этом грамотно формулировать мысли, подбирать аргументы. И здесь помог-ли знания, полученные на уроках.

Иван Шишков:
— Нас всему научили в школе, на уроках литературы подробно объясняли все направления, поэтому дома оставалось только закрепить материал. Что я и делал. Темы оказались нелегкими, но интересными, было над чем подумать.
И знания эти, безусловно, помогут ребятам в будущем.

Анастасия ИВАНОВА, Дарья Павлова

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий