ГлавнаяВ Режицкой Краснознаменной

Три прямые в одной точке

Три прямые в одной точке
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Всего шесть десятилетий назад здесь было… Так и просятся слова “чистое поле”. Но нет, конечно, нет. Почти сто лет назад здесь, в Выползово, на месте современного Озерного, обосновались летчики. С них и началась история нашего городка.

Здесь был аэродром, в годы Великой Отечественной войны располагался штаб 6 воздушной армии. Говорят, сюда приезжал Василий Сталин. Но это не точно. А вот Сергей Михалков в наших краях побывал точно. Говорят, именно здесь он встретил прообраз того самого Смирнова, которого описал в стихотворении “Данила Кузьмич”.

После войны летная часть по-прежнему дислоцировалась в Выползово.
А в городе Луге Ленинградской области в это же время дислоцировалась 19 гвардейская пушечно-артиллерийская Режицкая бригада. Прославленное и закаленное в боях воинское подразделение, воины которого неоднократно проявляли чудеса храбрости на полях сражений.

А еще в это время полным ходом шла гонка между СССР и США за господство в ядерной сфере и за обладание самым мощным ядерным оружием. Ученые трудились не покладая рук, и в конце 50-х была создана первая баллистическая ракета средней дальности Р-5М. После испытаний было принято решение поставить ракету на вооружение. А для этого необходимо было создать условия для хранения, обслуживания и возможного применения.

Три прямые в одной точкеВот так и пересеклись прямые в одной точке — в Выползово. Летчиков передислоцировали на другой аэродром, а на нашей земле началась и история одной из старейших ракетных дивизий — 7 Ре-жицкой Краснознаменной.
В конце июня 1960 года во исполнение директивы МО СССР №орг/9/59003-ОВ от 25 мая 1960 года на базе 19 гвардейской пушечно-артиллерийской Режицкой бригады в пункте дислокации п. Выползово Калининской области на жилом и казарменном фонде 25 авиационной дивизии 6 воздушной армии начала формироваться 7 ракетная бригада. Возглавить формирование бригады было поручено полковнику Уварову П.П.

На том месте, где сейчас располагается наш городок, были только несколько кирпичных зданий — сейчас мы зовем их “желтыми домами”, госпиталь и Дворец культуры. Еще несколько бараков, но их расположение забыто.
Вот тогда и началась работа. Всем работам работа. Строили круглосуточно, ни сна ни отдыха не знали ни военные, ни гражданские строители.
Вот, как вспоминает об этом Леонид Егорович Левдиков, приехавший строить объекты дивизии и жилой фонд из Белоруссии: “После увольнения из армии я работал на энергопоезде в городе Климовичи Могилевской области. Энергопоезд — это мобильная передвижная электростанция, смонтированная на железнодорожных платформах, которая могла быстро обеспечить электроэнергией большие стройки. В июне 1960 года приехал представитель Вооруженных Сил СССР полковник Мурзин. Он предложил работникам поезда переехать на место нового строительства. Что это будет за стройка — не сказал. Сообщил только, что работы будут вестись на границе Тверской и Новгородской областей. В начале ноября 1960 года мы в рекордные сроки прибыли на станцию Едрово. Погода стояла пасмурная, вокруг непролазная грязь, дорог нет, постоянно моросит мелкий дождь. Вокруг очень много техники — колесной, гусеничной, экскаваторов, транспортеров. Работали здесь в основном военнослужащие. Все в телогрейках, сапогах и обязательно в тельняшках. Оказалось, это моряки, списанные на берег с боевых кораблей в связи с сокращением ВМФ. Наша бригада выполняла монтажные работы по внутреннему отоплению боксов для машин военной автобазы. Потом на этом месте находился завод “Альянс”. Нас всей бригадой поселили в старый бревенчатый домик на краю соснового леса. В этом здании располагалась авиационная радиостанция. Город только-только начинал строиться. На месте нынешнего техгородка были две улицы, на которых стояли четырехквартирные дома, разумеется, без удобств, с печным отоплением. Воду брали на колонках. Работала баня. На теперешней Московской улице стояли двухэтажные деревянные дома с колонками и выносными туалетами. Четырехэтажные кирпичные дома с водоснабжением, канализацией и центральным отоплением стоят до сих пор. Это переулки Садовый, Тверской, улицы Советская и Московская. Магазинов не хватало. Очереди стояли за любыми товарами. В то же время мы приступили к пусконаладочным работам нашего энергопоезда, в которых нам помогали военные строители. Питались в столовой 75 Авторемонтного завода. Однако никто как будто не замечал трудностей. Строили, работали, радовались жизни, стремились выполнить свою работу как можно лучше. Через месяц нам выделили комнаты для проживания. Мне досталась девятиметровка. Вот это была радость! У нас с Лидой было свое отдельное жилье! Так и обживались. Вместе на общей кухне отмечали праздники. Здесь, в Бологое-4, рождались наши дети. Постепенно этот город стал для нас второй родиной. Городок хорошел на глазах. Строились новые кирпичные дома, прокладывались дороги, открывались детские сады, магазины, школа, военный госпиталь, большая центральная котельная. Часто приходилось помогать военным в строительстве военных объектов недалеко от Бологое-4. К июлю 1964-го основные строительные работы были завершены. На стройку провели высоковольтную линию, и необходимость в энергопоезде отпала. Мало осталось свидетелей того трудного, но романтичного времени. Нет среди нас Анатолия Кузьмина — электрика щита управления, ушел из жизни Анатолий Нехай — моторист водоподготовки, Валентин Черепнев — каменщик-обмуровщик котла. Нет возможности назвать имена всех, кто стоял у самых истоков, на практически пустом месте строил цветущий ныне город. Однако всех этих людей — и тех, кого уже нет, и тех, кто с нами, по праву можно назвать первыми строителями Озерного”.

Три прямые в одной точкеЕще сложнее было военным. Задача стояла сложная — к 1 декабря 1960 года укомплектовать людьми, подготовить жилой и казарменный фонды, учебно-материальную базу; сформировать: управление бригады, 4 ракетных полка, подвижную РТБ, Узел связи и несколько батальонов обеспечения. Ветеран дивизии Андрей Якимович Дорош вспоминает: “Сохранялась строжайшая тайна, и поэтому мы ехали только ночью, а днем стояли в тупике где-нибудь на станции. Было очень холодно, сильно хотелось есть. В вагоне размещались по 120 человек. Конечно, мы все выдержали. Больных среди нас не было. Из Едрово мы шли до гарнизона пешком по снегу в 15-градусный мороз”. Ехали семьи. Размещение — в казарме, в лучшем случае, снимали комнаты в домах жителей поселка. Об этом говорил и ветеран дивизии Михаил Захарович Кузьмин: “Очень было трудно с вопросами расселения. Было всего две казармы: одна — где поликлиника, другая — следующая за ней, где сейчас общежитие. Третье здание — где сейчас офицерское общежитие (160). Еще была столовая, там, где сейчас солдатское кафе “Вечерние Зори”. Вот и было всего четыре здания на всю тогдашнюю дивизию. Все остальные казармы, штаб, клуб строили уже позже. А численность личного состава достигала 9000 человек только солдат и сержантов. Штаб располагался в здании, где сейчас КБО: фотография, часовая мастерская, парикмахерская. На втором и четвертом этажах находился штаб дивизии. Кабинет командира дивизии был в помещении, где сейчас находится часовая мастерская. Кирпичных жилых домов было всего девять, ныне они желтого цвета на ул. Московской. Несколько деревянных сборно-щитовых бараков и маленьких кирпичных домиков в техническом городке. Это был весь жилой фонд. Офицерский состав размещался по поселкам Выползово и Едрово. И где только еще семьи офицеров ни снимали квартиры. В общем, невыносимо трудные условия. Людей приходилось и поить, и кормить прямо на площадках. А строители! Тут только одних строителей было 36000 человек. Военные объекты и жилой городок строились мгновенно, с такой быстротой… Первые три полка, их уже в 1963 году поставили на дежурство. А площадки строились рядом. Ни дорог, ничего не было. Все это только строилось”. Личный состав наряду с обучением, подготовкой и пуском ракет выполнял строительные и хозяйственные работы. “Учебно-материальная база по подготовке ракетчиков располагалась у места, где сейчас находится войсковое стрельбище, — вспоминает ветеран дивизии Петр Иванович Кузьмин, — там ракету поднимали, заправляли и готовили к пуску. Работали и днем, и ночью. Строились одновременно и жилой городок, и котельная, и штаб, и госпиталь, и пятиэтажная школа. Прокладывались дороги — 50 км до н. п. Ивантеево, где также возводился микрогарнизон, дороги до площадок дислокации полков”.

30 ноября 1960 года в донесении на имя Главнокомандующего РВСН командир бригады полковник Уваров доложил о сформировании 7 ракетной бригады — войсковой части 14245. Во исполнение директивы МО СССР 30 мая 1961 года 7 ракетная бригада была переформирована в ракетную дивизию. 28 апреля 1961 года 7 ракетной дивизии присвоено почетное наименование 7 гвардейская Режицкая ракетная дивизия.

С тех пор прошло более 60 лет. Порой кажется, что городок остается неизменным — те же зеленые улицы, тихие дворы пятиэтажек, гомонящие на площадках дети и спешащие куда-то военные в ставшей давно привычной темно-зеленой форме…

Но когда видишь фото …дцать лет назад, сравниваешь их с сегодняшней картинкой, становится очевидно: Озерный развивается и благоустраивается, развивается дивизия в соответствии с требованиями времени и обстановкой. И они неотделимы друг от друга — судьба у 7 ракетной дивизии и у Озерного — одна.

Светлана Ларина
с использованием архивной информации
АНО “Редакция газеты “Дни Озерного”

Народный