ГлавнаяНовости

Учеба на “удаленке”: результаты и перспективы

Учеба на “удаленке”: результаты и перспективы
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

“От врачей и учителей требуют чуда, а если чудо свершится, никто не удивляется”.

Мария фон Эбнер-Эшенбах.

Я не зря начинаю свое интервью с Анной Алексеевной Шигиной, заместителем директора МБОУ СОШ №2, учителем начальных классов с большим опытом работы в педагогической сфере с этой цитаты. Она очень точно отражает сегодняшнюю ситуацию.

Непростой для российской системы образования период помог всем острее почувствовать, какую огромную ценность имеют школа и учительский труд.

Сегодня, 29 мая, у школьников ЗАТО Озерный завершается учебный год. Пожалуй, его можно назвать одним из самых неожиданных и необычных за последние десятилетия. Дистанционное обучение, на которое из-за пандемии коронавируса перешли все школы России, стало вызовом для всей системы российского образования. В беседе с Анной Алексеевной мы подводим итоги непростого двухмесячного периода.

812_ShiginaАнна Алексеевна, переход на дистанционное обучение потребовал новых подходов, пересмотра всей системы обучения. Какие стратегии дистанционного обучения были использованы в школе №2?

— Коллектив нашей школы сделал все возможное, чтобы процесс дистанционного обучения был разнообразным и интересным. Мы рассматривали разные стратегии дистанционного обучения. Для видеоуроков выбрали Zoom. Наша школа давно использует такие ресурсы, как “Учи.ру”, “Российская электронная школа”, “ЯКласс”, “Яндекс.Учебник”.

Учителя отметили позитивный опыт использования разных образовательных платформ. Педагоги собираются пользоваться ими и дальше. Элементы дистанционного обучения можно использовать для детей, которые находятся на домашнем обучении и для учеников, которые пропускают занятия из-за болезни. Когда мы вернемся в привычное русло, уже трудно будет отказаться от цифровых технологий. Это необходимо в первую очередь детям.

После введения дистанционного обучения все чаще говорят о том, что теперь оно станет неотъемлемой частью образовательного процесса. Не кажется ли Вам, что в этом вопросе стоит проявить сдержанность? Как Вы думаете, есть ли риски у дистанционного обучения и какие?

— Есть технические риски — что-то перестанет работать, интернет отключат. Сервисы не рассчитаны на огромное количество людей. Другой риск — контроль. Контролировать большой класс, как в школе, не получится. Дома заниматься сложно, есть много отвлекающих факторов, поэтому от детей требуется высокий уровень сознательности. На дистанционном обучении ученикам приходилось больше работать самостоятельно, самим искать информацию. Преподавателям сложнее контролировать вовлеченность детей в процесс. Это перекладывается на родителей. А главное, ничто не заменит живого общения с учителем, потому что это не просто передача знаний, а передача ценности и смысла культуры.

Анна Алексеевна Шигина — педагог, как говорится, от Бога. Недаром к ней приводят детей целые династии. Так получилось, что в этой хрупкой интеллигентной женщине сплелись высочайший профессионализм, железная воля, огромная требовательность, в первую очередь к себе, и бесконечная любовь к людям, особенно к детям. Для них она и учитель, и друг, и мудрый наставник, и непререкаемый авторитет. Все эти качества у нее с детства, от мамы. Евгения Александровна Свистунова отдала более 30 лет работе в медицине. Причем трудилась не где-нибудь, а в детском отделении городской больницы ЗАТО Озерный, старшей медсестрой. Терпение, аккуратность, требовательность к себе, а главное — любовь к детям — без этих качеств на такой должности делать нечего. Пациенты, многие из которых уже приводят в больницу своих детей, родители, коллеги — все отзываются о Евгении Александровне как о прекрасном человеке и надежном друге. И все свои лучшие качества она передала дочери — научила душой болеть за дело, за свою профессию, за людей. Не зря ведь десятки родителей и учеников, которые приводят к Анне Алексеевне своих детей, с уверенностью заявляют: “Наша Анна Алексеевна — лучше всех!” — Анна Алексеевна Шигина — настоящий Учитель, — говорит директор школы №2 Надежда Юрьевна Захарова. — Неравнодушие и ответственность, наверное, — главные качества Анны Алексеевны. Поэтому честь школы, Озерного для нее не пустые слова. Объем работы, который с блеском несет на хрупких плечах эта женщина, может быть непосильным и для мужчины. А она все успевает и никогда не опускает руки. На таких людях, на их профессионализме и чувстве долга держатся родные предприятия, родные города и, возможно, вся страна.

Кстати, о родителях. Многие из них говорят о том, что в период дистанционного обучения нагрузка на них многократно увеличилась. С утра до вечера приходится сидеть с детьми за уроками. А тем, кто еще и работает, совсем невмоготу. Кто-то даже считает, что на них переложили обязанности учителей. Это не массовая позиция, но она есть. Что Вы можете сказать по этому поводу?

— Переход на дистанционное обучение обнажил еще одну проблему. Оказывается, далеко не все дети умеют учиться самостоятельно. С ними надо сидеть и выполнять задания.

В обычном режиме учебы это не так заметно. Родители выполняют с детьми только домашние задания, классные работы ложатся на учителей. Однако наша задача не только передать детям знания, но и научить их учиться самостоятельно. И дистант стал своеобразным индикатором самостоятельности учеников. Да, детям надо помогать. Но не надо сидеть с ними все время, пока они делают уроки. Ребенок, привыкший делать уроки только с родителями, не учится действовать сам, искать информацию и правильно ею распоряжаться. Задача родителей — наблюдать и приходить на помощь только тогда, когда в этом действительно есть необходимость.

А каковы преимущества дистанционного обучения?

— Главное преимущество — можно записать урок. Если ученик по каким-то причинам пропустил его, отправить ему ссылку на видео. Кроме того, дистанционное обучение позволяет нам задействовать геймификацию, разные методики — это интересно детям. Большой плюс и в том, что это возможность попробовать что-то новое, наработать опыт и потом интегрировать в школьные уроки. Кроме того, это возможность получать знания, не выходя из дома. В классах есть ограничение по количеству мест, а в дистанционном формате — нет.

— Хочется выразить Анне Алексеевне огромную благодарность за воспитание наших детей, — говорит мама выпускника 2014 года Мила Михайловна Андреева. — Это грамотный, высокопрофессиональный учитель, посвятивший всю себя школе и детям и никогда не считающийся со временем. Несмотря на строгость и требовательность, она действительно понимает детей, никогда не отказывает в помощи. Всегда рассудительна и справедлива. Ее безграничную любовь к ученикам нельзя не заметить.

Какие проблемы в образовании, на Ваш взгляд, выявились во время карантина? Какие изменения Вы хотели бы увидеть на уровне системы образования?

— Нужно проводить курсы цифровой грамотности для учителей, как повышение квалификации. Ученикам тоже нужна цифровая грамотность. У них, конечно, есть уроки информатики, но этого недостаточно. Дети не понимают, как устроен интернет, как защитить себя в сети, не знают про полезные сервисы.

Учителям нужен опыт работы с цифровыми инструментами. Поэтому обучение учителей должно быть сфокусировано на работе с цифровыми инструментами и дистанционным форматом, а также на умении подбирать цифровые инструменты под методические цели.

Однако цифровизация не должна исключить из процесса обучения педагога как личность, человека, передающего ребенку не только знания, но и жизненный опыт, общечеловеческие ценности.

— Анна Алексеевна решает задачи воспитания, способные изменить всю жизнь ребенка, — уверена председатель родительского комитета 2 “А” класса МБОУ СОШ №1 Светлана Владимировна Новак. — Педагог проявляет свою любовь к нашим детям, находит к каждому индивидуальный подход, вселяет уверенность в каждого. Мы ценим способность учителя быть всегда и во всем примером для наших детей, поддерживать их во всех учебных делах и направлять в нужное русло.

И вопрос, волнующий сегодня всех родителей и выпускников — как в Озерном будет проходить итоговая аттестация. Как мы будем сдавать ЕГЭ?

— Аттестация учеников 9 и 11 классов пройдет на основании итоговых оценок. Аттестаты выдадут до 15 июня. ОГЭ в этом году не будет вообще. ЕГЭ стартует 29 июня. Его будут сдавать только выпускники, которые планируют поступать в вузы. Все экзамены будем сдавать на своей территории. Выездов в Удомлю, Вышний Волочек и Тверь не будет.

Аттестационная кампания в 11-х классах будет организована с учетом рекомендаций Роспотребнадзора. Пункты проведения ЕГЭ будут оснащены средствами индивидуальной защиты, рассадка участников в аудиториях будет организована с учетом соблюдения дистанции не менее 1,5 метров, на входе у участников и организаторов будут измерять температуру, аудитории предварительно продезинфицируют. Проведение ЕГЭ по русскому языку, самого массового из всех выпускных экзаменов, разделят на два дня, чтобы избежать скопления участников в аудиториях.

Анна Алексеевна, Вы уже можете что-то сказать о формате обучения в новом учебном году?

— Образовательные учреждения Озерного вернутся к обычному режиму работы, когда будут сняты ограничения. Дистанционная форма не заменит традиционную, а будет лишь важным и перспективным дополнением.

Анна Алексеевна, с какими словами Вам хотелось бы обратиться к педагогам и ученикам вашей школы?

— Хочу выразить коллегам слова признательности и благодарности. На протяжении последних трех месяцев коллектив доказал, что мы — единая команда и умеем слаженно работать. Также, обращаясь к педагогам и ученикам нашей школы, хочу пожелать, чтобы они не останавливались на достигнутом, добивались успехов в любых начинаниях и обязательно шли вперед. И пусть каждый из нас помнит: мы — лицо нашей школы, мы — лицо нашего городка.

Родителям хочу сказать, что переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для всех. Вы были вынуждены освоить роль учителя и координатора образовательного процесса для своего ребенка. Благодарим вас за терпение и труд, за ваши усилия и понимание. Благодаря вашей активной жизненной позиции и поддержке мы достойно преодолели все трудности дистанционного обучения. Вместе смогли освоить новую форму обучения. От всей души желаем вам огромного счастья, оптимизма, здоровья и семейного тепла! Будем искренне рады дальнейшему нашему плодотворному сотрудничеству!

Народный