ГлавнаяКультура и спорт

Золотой ключик в мир творчества

Золотой ключик в мир творчества
Нравится Нравится Tweet Pin it Share Email

Ловкими движениями рук шарики из глины превратились в птичек. Да не простых, а певчих. И полились переливы трелей… В минувшую субботу в Детской школе искусств прошел мастер-класс в рамках проекта “Возрождение”. Взрослые и дети смогли окунуться в мир творчества и фантазий.

Когда мечта становится реальностью

Идея проекта принадлежит молодому талантливому педагогу ДШИ Александре Куксе. Прошлым летом девушка принимала участие в форуме “Байкал-2019”, объединившем самых одаренных молодых людей со всей России и 19 стран зарубежья. К защите было представлено 223 социальных проекта, а заветные сертификаты на грант получили лишь 25 человек, один из которых — Александра.

— Защита диплома, госэкзамены, подготовка к переезду в Озерный, — вспоминает девушка. — Пора была очень “горячая”. И вдруг предложение поехать на форум. Я собралась с силами и подготовила проект. Кстати, только из нашего вуза на участие в “Байкале-2019” было подано 24 заявки.

Но именно Саше пришло счастливое письмо с приглашением на форум. Вот так озерчанка со своим проектом “Возрождение народных традиций средствами декоративно-прикладного искусства” по направлению “Диалог культур” представила Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева.

— Сказать, что было трудно, не сказать ничего, — говорит Александра. — Все шло далеко не гладко, и в какой-то момент хотелось даже отказаться от защиты проекта, ведь изменения приходилось вносить буквально на ходу. Спасибо маме — Кристине Александровне Кукса — она меня поддержала, приободрила, и я, взяв волю в кулак, защитила свой проект и получила грант — 285000 рублей на его реализацию.

На эти деньги Детской школой искусств было закуплено все необходимое — гончарные круги, глина и различные инструменты. В институте Александра Кукса занималась реконструкцией шишкеевской керамики и хотела продолжить это здесь, в Озерном — проводить мастер-классы по возрождению народных традиций средствами керамики. И благодаря полученному гранту мечта воплотилась в реальность.

Педагог всегда готова помочь, объяснить, рассказать.
Педагог всегда готова помочь, объяснить, рассказать.

Сейчас Александра Александровна преподает керамику в ДШИ. Параллельно разрабатывает курс по “Возрождению”. В апреле планирует запустить серию занятий для учащихся общеобразовательных школ, воскресной школы, детских садов и всех желающих. Информация о планируемых мастер-классах будет размещена в социальной сети “ВКонтакте” в группе “возРОЖДЕНИЕ” vk.com/revitaloftraditions.

— Проект направлен не просто на обучение лепке, — поясняет Александра Александровна. — Мне бы хотелось изучить этнический состав нашего городка. Ведь здесь живут люди со всех уголков России, разных национальностей, культур: татары, буряты, калмыки, удмурты, мордва, карелы. Побывав в Иркутске, я поняла, насколько менталитет иркутян отличается, например, от менталитета озерчан, насколько самобытная у них культура. Поэтому мне бы хотелось, чтобы дети знакомились с разными культурами, становились мудрее, толерантнее, расширяли свой кругозор.

Реконструкция шишкеевской керамики.
Реконструкция шишкеевской керамики.

Планы у молодого педагога — грандиозные! “Хочется все больше и больше, — улыбаясь, говорит Александра. — Мы постоянно ищем новые идеи и воплощаем их в жизнь. Так, в свое время Кристина Александровна и Елена Николаевна начали заниматься изготовлением костюмов, Александр Александрович — изделий из дерева. А мне хотелось бы в дополнение к лепке из глины и гончарному делу обучать детей плетению кружева на коклюшках”.

Найти свое призвание

Саша Кукса выросла в окружении талантливых людей. С самого детства ее окружала атмосфера творчества и волшебства. Когда девочке было 4 года, в Детской школе искусств открылось художественное отделение, заведующей которого стала Кристина Александровна Кукса. И Саша вместе с мамой окунулась в мир красоты и простора мыслей. “Поэтому когда меня спрашивают, сколько я училась в художественной школе, — улыбаясь, говорит Александра, — я отвечаю, что всю жизнь”. В 2008 году девушка окончила ДШИ, но не собиралась идти по стопам мамы.

После школы поступила в Тульский государственный университет на архитектора. Но на третьем курсе поняла, что начинает эмоционально и творчески выгорать, что то, чем занимается, ей совершенно не нравится.

— Параллельно я видела, как мама занимается с юными художниками, как растворяется в них без остатка, как они участвуют в различных конкурсах и выставках, — рассказывает Александра. — А я от проектирования не получала никакой радости”.

Тогда она твердо решила связать свою жизнь с педагогикой и перевелась в Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева на специальность “изобразительное искусство”.

На мастер-класс в рамках проекта “Возрождение” пришли не только дети, но и взрослые. И все с энтузиазмом мастерили глиняные свистульки.
На мастер-класс в рамках проекта “Возрождение” пришли не только дети, но и взрослые. И все с энтузиазмом мастерили глиняные свистульки.

— На тот момент за гончарным кругом я не сидела ни разу, — вспоминает Саша. — Но, попробовав один раз, я так увлеклась гончарным делом, что засиживалась в мастерской до позднего вечера. И, конечно, мне очень не хотелось останавливаться на достигнутом. Поэтому я и приложила максимум усилий для участия и победы в “Байкале-2019”, ведь это было моим золотым ключиком к двери в мир творчества. Но все это было бы невозможно без моего научного руководителя Валерия Варданяна и преподавателя по гончарному делу Александра Русяева.

Признается, что ни на секунду не пожалела о своем решении уйти из архитектуры в педагогику. И рада, что, несмотря на то, что всегда любила точные науки, вовремя поняла, что ее призвание — работа с детьми. “Они заряжают невероятной энергетикой, — отмечает преподаватель, — дарят море эмоций, а еще каждый воспитанник художественного отделения безумно талантлив. И видеть, как этот талант развивается, как светятся от счастья детские лица — одно удовольствие. А не это ли главное в жизни — когда работа в радость”.

И чтобы лучше понимать своих воспитанников, уметь подобрать подход к каждому из них, в прошлом году девушка поступила в магистратуру Мордовского государственного педагогического института по профилю “Практическая психология”.

— Грань между педагогикой и психологией очень тонка, — поясняет Александра. — И понимание особенностей психологического развития детей помогает в работе преподавателя.

Народный

Комментарии (0)

Добавить комментарий